В своей коучинговой и преподавательской практике я часто слышу запрос: «Хотел бы сделать карьеру, удачно пройти собеседование, пойти на повышение, поговорить с начальником об изменении договора, увеличении заработной платы… но не могу, боюсь, не получается». К сожалению, так может продолжаться годами, что часто влечет за собой угнетающие мысли, выгорание, депрессии и проблемы в семье...
Трудно представить, но часто причиной невозможности об этом говорить и этого достичь, является неспособность человека по достоинству оценить свои профессиональные и надпрофессиональные компетенции, достижения, опыт. И, как следствие, невозможность говорить о них другим, то есть презентовать себя.
Отчасти, такая проблема исходит из советского мировоззрения и его ценностей: "быть как все", "вкладываться во благо других, родины, общества", "иметь то же, что и все".
Родители тех, кто сейчас пытается сделать карьеру, еще застали те времена, и на собственном опыте помнят прошлый режим и его требования. За одно поколение не всегда удается трансформировать привычки и мировоззрение...
Для нынешнего же поколения характерно:
- желание достигать,
- быть эффективным,
- творчески проявленным,
- и позволить себе все радости жизни.
Иногда эти желания начинают входить в конфликт с подсознательными установками, ценностями и программами, полученными от предков, и человек не может их преодолеть.
Также немалый отпечаток накладывает школа с первыми учителями. Приходя в школу, ребенок еще многого не знает о мире и впитывает как губка всю информацию. Он не задумывается, что лет через 10 ему, будучи взрослым, ему придется преодолевать тонны токсичного стыда внутри и различных установок, чтобы заявлять о себе. Например, когда я училась в школе, нам с 1 класса транслировалось, что стыдно хвастаться – не будут дружить, стыдно отличаться и ходить без формы, и если нарушить эти правила, будут при всем классе устраивать головомойку и вызовут родителей. То есть стыдно быть особенным, стыдно быть в чем то лучше, эффективнее – будут завидовать. А то и вовсе отберут что-то, чем обладаешь, как например, при раскулачивании...
Опыт предков, истории страны, личных травм вносят вклад, и не малый. Поэтому часто навыки самопрезентации приходится «прокачивать» специальным образом на консультациях, тренингах и коучинге.
Удивительно, но в отличие от других чувств, чувство стыда нам подарила не природа, а именно социум. Стыд – это социальное чувство. Впервые столкнувшись с осуждением и разочарованием в глазах значимых взрослых (как правило, родителей), ребенок испытывает стыд. Эти самые глаза родителей со своими ожиданиями продолжают смотреть на человека и осуждать за все инакомыслие и дальше, если это специально не проработать.
В своей практике я не замечала, чтобы запросы мужчин и женщин в этой теме не сильно отличались. Ведь возможность присваивать себе достижения и называть свои сильные качества зависит от степени познания и принятия человеком самого себя, той обратной связи, которую он получает от близких, друзей и работодателя, а не от пола.
Конечно, все эти проблемы решаемы, когда человек выбирает не копить проблемы годами, а обращаться за "ускорением" к специалистам. Эффективнее всего здесь будет работать психологическая работа с жизненным сценарием и коучинг.
Умения подавать себя, продавать(в хорошем смысле) свои навыки и говорить о себе могут открывать двери к самым невероятным свершениям и достижениям в жизни и карьере. Те, кто научаются этому искусству, уже никогда не будут иметь проблем с наличием места работы и гонорарами.
Автор статьи: психолог, коуч Цаюкова Екатерина