Мой текст на Правмире
Лишенного сана уральского схимонаха Сергия (Романова) отлучили от Церкви. Как сообщает официальный портал Екатеринбургской епархии, сегодня состоялось уже третье заседание епархиального Церковного суда по делу бывшего схиигумена, на которое он не явился, как и на предыдущие.
Ранее он был признан виновным в нарушении священнической присяги, монашеских обетов, ряда Апостольских правил и правил Вселенских Соборов и извергнут из сана. Результатом последнего заседания суда стало отлучение схимонаха Сергия от Церкви. Что его ждет в дальнейшем и как относиться к последователям «духовного лидера» — разбираемся с игуменом Нектарием (Морозовым).
Что это означает?
Отлучение от Церкви – высшее церковное наказание для мирян. Оно не может быть применено к лицу в священном сане до тех пор, пока клирик не будет извержен (как был извергнут схимонах Сергий). Решение Церковного суда не вступает в силу, пока не будет утверждено правящим архиереем, а вслед за тем и Святейшим Патриархом. После этого уже не схиигумен и не схимонах Сергий, а Николай Васильевич Романов совершенно лишается церковного общения. Он не может совершать общие молитвы с верными, не может участвовать ни в каких церковных богослужениях, невозможным становится совершение над ним каких бы то ни было таинств или церковных обрядов, более того, после смерти он не может быть отпет или похоронен на православном кладбище.
Это так называемое полное или большое отлучение, в отличие от отлучения малого, предполагающего, что христианин лишается права причащаться в течение какого-то определенного времени. Никто из верных не должен вступать с подвергшимся полному отлучению в какое бы то ни было религиозное общение, а клирикам предписывается воздерживаться и от общения частного. Романов может подать апелляцию в Церковный суд, но для этого нужно, как минимум, явиться туда, от чего он категорически отказывается.
Что ждет запрещенного Сергия/Николая в дальнейшем?
Безусловно, у него есть два пути. Первый – покаяться и, приняв со смирением бремя епитимии, надеяться со временем быть возвращенным в церковное общение. Но это представляется маловероятным: такая возможность была и по запрете, и по извержении из сана, однако сначала схиигумен, а затем схимонах не только не проявил никаких признаков покаяния, но и продолжал делать заявления за заявлением, одно скандальнее другого, и при этом совершать богослужения, что после запрета, а тем паче извержения, носило уже откровенно противоправный и безблагодатный характер.
Подобные действия совершенно очевидным образом свидетельствовали о том, что Романов фактически противопоставил себя церковному священноначалию и Церкви как таковой. Скорее всего, этим путем пойдет он и в дальнейшем, эксплуатируя те финансовые и человеческие «активы», которые имеются у него в распоряжении в настоящий момент. А также – используя репутацию мученика, безвинно пострадавшего от «безбожников в церковной ограде» и «масонов», которая уже сложилась и после отлучения приобретет еще более основательный характер.
Целиком здесь: https://www.pravmir.ru/shimonaha-sergiya-romanova-otluchili-ot-czerkvi-chto-eto-znachit/