Продолжаю. Многие почитатели “Лунной радуги” не поняли и не приняли романа Павлова “Волшебный локон Ампары”. Сергей Иванович отвечает на вопросы дотошных луннорадужников*. *Луннорадужники - почитатели творчества Сергея Павлова, объединившиеся в сообщество на сетевом представительстве писателя - проекте "Лунная радуга" (MoonRainbow.ru, 2005-2016) О "Волшебном локоне Ампары" Вместо ответа: Интересно наблюдать за вашей дискуссией. Убеждать друг друга вам удается лучше, чем это получилось бы у меня. Спасибо за понимание и за помощь. Нет, "Волшебный Локон Ампары" — отнюдь не коммунистическая утопия. В этом романе я сделал попытку развернуть перед читателями картину состояния земного мира, в котором практически завершился процесс вытеснения этногрупп населения белой расы этногруппами иных рас. Остатки белорасового населения локализованы в нескольких экзархатах и овокантриях, где его представители стараются как-то оградить свое малочисленное потомство от грозящей ему деградации. При этом он
Продолжаю. Многие почитатели “Лунной радуги” не поняли и не приняли романа Павлова “Волшебный локон Ампары”. Сергей Иванович отвечает на вопросы дотошных луннорадужников*. *Луннорадужники - почитатели творчества Сергея Павлова, объединившиеся в сообщество на сетевом представительстве писателя - проекте "Лунная радуга" (MoonRainbow.ru, 2005-2016) О "Волшебном локоне Ампары" Вместо ответа: Интересно наблюдать за вашей дискуссией. Убеждать друг друга вам удается лучше, чем это получилось бы у меня. Спасибо за понимание и за помощь. Нет, "Волшебный Локон Ампары" — отнюдь не коммунистическая утопия. В этом романе я сделал попытку развернуть перед читателями картину состояния земного мира, в котором практически завершился процесс вытеснения этногрупп населения белой расы этногруппами иных рас. Остатки белорасового населения локализованы в нескольких экзархатах и овокантриях, где его представители стараются как-то оградить свое малочисленное потомство от грозящей ему деградации. При этом он
...Читать далее
Оглавление
Продолжаю. Многие почитатели “Лунной радуги” не поняли и не приняли романа Павлова “Волшебный локон Ампары”. Сергей Иванович отвечает на вопросы дотошных луннорадужников*.
*Луннорадужники - почитатели творчества Сергея Павлова, объединившиеся в сообщество на сетевом представительстве писателя - проекте "Лунная радуга" (MoonRainbow.ru, 2005-2016)
Сергей Иванович Павлов, 2008. Из архива проекта "Лунная радуга". Фото и обработка Игорь Никишин, 2008-2020.
О "Волшебном локоне Ампары"
- Встречал в Сети мнения вроде этого: Продолжение "Лунной радуги“ — „Волшебный локон Ампары“ читать буду только после того, как автор уберёт из текста все свои… чёрт его знает, как это назвать... драйвинги вустингов, бультирующие взайберы, спиральные роговидные башни хрезайлеров и прочии индойзеры. Ведь читать невозможно, башка пухнет...
- Ага! Пухнет, есть такое дело. Когда читаешь в первый раз. Рискну предположить, что через такую перенасыщенность незнакомыми терминами Автор пытается передать читателю ощущение того, что действие происходит в Будущем, причем довольно-таки отдаленном. Другой мир — другой язык. Для "них" слово "сфалерваген" столь же обыденно, как для нас например слово "метро". Интересно, многое ли понял бы Иван Грозный в нашей современной речи? Есть такое подозрение, что кернхайзеры, люфтшнипперы, миттхайзеры, спукшайнеры, сфалервагены и прочие "германизмы" — не что иное, как своеобразный протест Автора против повсеместного засилия англоязычных заимствований. Не так?
Вместо ответа: Интересно наблюдать за вашей дискуссией. Убеждать друг друга вам удается лучше, чем это получилось бы у меня. Спасибо за понимание и за помощь.
- Как Вы определяете общественный строй мира "Локона Ампары"? Это коммунизм? И если да — тогда откуда в коммунистическом обществе такое изобилие самых примитивных обывателей?
Нет, "Волшебный Локон Ампары" — отнюдь не коммунистическая утопия. В этом романе я сделал попытку развернуть перед читателями картину состояния земного мира, в котором практически завершился процесс вытеснения этногрупп населения белой расы этногруппами иных рас. Остатки белорасового населения локализованы в нескольких экзархатах и овокантриях, где его представители стараются как-то оградить свое малочисленное потомство от грозящей ему деградации. При этом они все четче осознают, что не смогут этого сделать без помощи своих соплеменников, ранее ушедших в ближний и дальний космос для организации там высокотехнологичных полиглобальной и полиастральной цивилизаций, совершенно свободных от угнетающего влияния заразительных мистических учений и примитивных "восточных" философий.
- Произошедшее вытеснение пассионариев-экзотов в "Лунной радуге" и "Волшебном локоне Ампары" аналогично перелому общественного мнения в мире раннего Головачёва в сторону агрессивного неприятия интраморфов/экзоморфов (тамошних экзотов). Как говорила Урсула ле Гуин: "Один факт — это случай, а два — уже вторжение". Почему Ваша Земля скатилась в вырожденческое любование частностью (видеот-дизайнер), в обывательское болото ("Мы сделаем из него малаколога!")? Как Вы представляли генезис общества от первого романа ко второму, в том числе и по срокам?
Мой ответ на Ваш вопрос, боюсь, не сможет в полной мере удовлетворить Вашу пытливость, поскольку Вы, очевидно, еще не знакомы с моими представлениями об эволюционном пути, который, на мой взгляд, вынужденно пройдут различные этногруппы населения Северного полушария нашей планеты на протяжении ближайших трехсот-пятисот лет. Состав населения Северного полушария быстро меняется в сторону вымирания европеоидных этногрупп (основных радетелей привычной нам ныне техногенной составляющей земной цивилизации). Единственный способ спасти техногенную цивилизацию — это создать условия для ее перехода из моноглобального состояния в полиглобальное.
То есть ее радетелям придется на протяжении следующих полутора-двух столетий освоить хотя бы Ближнее Внеземелье — создать мощные орбитальные и лунные промышленные и жилые комплексы, технически развить космофлот и приступить к освоению Марса. Другими словами, радетели техногенной цивилизации должны в кратчайший срок создать внеземные плацдармы для своего выживания, которые будут в достаточной степени застрахованы от быстрой смены населения хотя бы на следующие полторы тысячи лет, когда у радетелей техногенной цивилизации созреют научные и технологические предпосылки для перехода на уровень полиастральной цивилизации.
Именно об этом я и позволил себе литературно пофантазировать в своих романах "Лунная радуга" и "Волшебный локон Ампары". Я считаю себя научным фантастом. А научная фантастика (в отличие от фантастики других жанровых разновидностей) всегда выражает мечты и тревоги той части населения планеты, которая состоит из людей с развитым интеллектом.
- Скажите, какое отношение имеют к "популяризации науки": "чёрные эгрегоры", какие-то языческие боги, тайные правители планеты, усиление психополя мозга с помощью хорошо разогретой змеи на шее, "малахитовые" мечи, неведомо кем откованные и пробивающие и бетонную колонну, и турецкую кавасу, а также прочие рассуждения типично оккультного и магического толка в "Волшебном Локоне Ампары"? Это Вы поддались "магическому популизму" или я что-то неправильно понимаю? В "Ампаре…" действительно много таких вот моментов (и даже явственно "чёрномагических" — "чёрные эгрегоры" помните?). И, хотя, уровень того, как это изложено у Вас несравнимо выше того же Головачёва (не к ночи будут помянуты "поздние" произведения ВВГ), однако, несмотря на это — учитывая то, что Сергей Иванович позиционирует себя как популяризатора науки и апологета hard sciense fiction — для меня, во всяком случае, смотрелось это всё как-то удивительно…
Во-первых, себя я никогда не "позиционировал" в качестве популяризатора науки. Популяризацией науки занимается научно-художественная литература — это ее системное свойство, и к этому литературному жанру я ну никакого отношения не имею. Так что смело можете называть меня просто писателем-фантастом, работающем в литературном жанре НФ. В нашем литературоведении уже закрепилось довольно точное определение научной фантастики: "Научно-фантастическая литература — это литература новых представлений о грядущем, основанных на достижениях современной автору цивилизации".
Не знаю, есть ли смысл перечислять здесь главные достижения современной цивилизации, ибо они общеизвестны. Впрочем, извольте: уровень интеллекта, уровень общественной морали, уровень искусства, уровни науки и техники — вот на чем держится здание современной земной цивилизации, которая уже немыслима без прилагательного "техногенная". Без всего этого, согласитесь, писателю было бы невозможно выражать в своих книгах мечты и тревоги современного ему мира людей. Я как автор научно-фантастических рассказов, повестей и романов выражаю мечты и тревоги реальных моих современников, живущих в условиях созданной и ежечасно развиваемой ими реальной техногенной цивилизации. Именно техногенной, а не цивилизации магов, волхвов, колдунов, оборотней, вампиров и прочее, прочее, прочее. Значит, в русле ее техногенности (а не шаманизма и вампиризма) пытаюсь представить себе дальнейшие вероятные пути ее развития, призывая на помощь собственную выдумку. Если Вы с такими аргументами не согласны — теряется смысл нашего разговора, если согласны — то при чем тут "популяризация науки". Это ведь даже не прогностика, не футурология (хотя, как показала жизнь, работающие в жанре НФ литераторы зачастую интуитивно угадывают те или иные векторы дальнейшего пути прогресса или регресса современной им цивилизации). Надеюсь я доказал Вам некорректность Вашего убеждения в том, что "Сергей Павлов себя позиционирует: — А я, ребята, не фантаст. Я — популяризатор науки!" И покончим с этим.
Зачем, также спрашиваете Вы, в "Ампаре" присутствуют элементы "магического популизма"? Да, отвечу я, элементы есть. Но популизма нет. Зачем я воспользовался этими изжеванными в "фэнтези" элементами? Затем, чтобы, с одной стороны, показать закат земной цивилизации, с другой — потенциал расцвета молодой, полной сил и энергии полиастральной цивилизации (хотя бы пока только на примере одного ее представителя). Вполне допускаю, что матушка Природа "предусмотрела" в естестве человека некую, находящуюся еще в состоянии мутации особую комбинацию генов, которая в отдельных случаях может привести к усилению — количественному и качественному — паранормальных свойств индивидуума. Также вполне допускаю усиление таких свойств в условиях синергизма (к примеру — эгрегор). Ничего "научного", а также "антинаучного" в этом нет. На уровне современных знаний мы здесь в состоянии только предполагать, а предположения могут быть какими угодно — досужими (антинаучными) или гипотетическими (научными). Но ведь граница между досужими предположениями и гипотетическими умозаключениями всегда размыта вдрызг. Любознательный индивид, стоя на таком распутье, будет выбирать дорогу соответственно уровню развития собственного интеллекта. Одни будут искать истину в магии, каббале, шаманизме, камлании, другие — в том направлении, где логическая почва под ногами потверже.
Лично мне научный метод познания представляется более перспективным: чтобы что-то узнать про что-то из ряда вон выходящее — надо это что-то изучать. Можно, конечно, долго лупить над этим чем-то в бубен, вопрошающе поднимая глаза на прибитые к столбу оленьи рога или слоновые бивни, и тем самым даже убедить себя и окружающих в крайней рациональности сего постыдного действа. А можно, к примеру, изобрести методы изучения диверториации материального комплекса "вещество-поле" в состоянии резонирующей релаксации. (Это, между прочим, не совсем псевдонаучная абракадабра, а приближенное к реальности описание вполне представимого физического процесса, в условиях которого возможен факт проникновения лезвия меча сквозь бетон и кавасу, — другое дело, что практически осуществить это действо возможно лишь при наличии предсказанной Дираком отрицательной энергии). Я это только к тому, что мне как изобретателю состояния Ампары важно было подчеркнуть в романе все более углубляющуюся разницу в понимании окружающего мира землянами и гражданами Галактики (грагалами). Конечно, здесь приглушенно звучат и сатирические нотки.
- "Волшебный локон Ампары" отличает тщательная детализация: подробно прописана и, что особо импонирует, протерминологизирована масса нюансов, в том числе и бытовых. Как рождался столь осязаемый мир и соответствующие звучные обозначения?
Я рад, что мои произведения произвели на Вас впечатление. Иначе не стоило бы сочинять. Судя по вопросу, Вы — вдумчивый читатель, а это меня радует вдвойне, ибо это означает, что мой труд был не напрасен.
Вряд ли я сумею ответить Вам достаточно вразумительно. Проанализировать путь рождения мира в искусстве, видимо, так же трудно, как и понять зарождение новых тенденций в мире естественном. Об этом много пишут, рассуждают и спорят, но тайны человеческого творчества пока остаются тайнами. И особенно загадочной представляется творческая лаборатория писателя-фантаста. Самому писателю, кстати, тоже.
- Откуда и как появилась идея орденов и экзархатов в "Волшебном локоне Ампары"? Как на ваш взгляд эта идея может развиться у нас?
Это не идея — это реальности общеземной цивилизации. Ордены и экзархаты — не совсем одно и то же.
Орден — это централизованное руководство духовной жизнью какой-то части населения, озадаченного реализацией конкретной программы в русле своих интересов. Ордены, как правило, одержимы наступательными намерениями. В случае неуспеха экспансии, ордены обычно трансформируются в тайные общества с новосочиненными для себя традициями и выжидают более благоприятного момента для возобновления своего влияния на общественное сознание. Поскольку время способствует героизации и романтизации орденов (не в последнюю очередь по причине их обязательной иерархической дисциплины и — что важно! — самоотверженной высокой самодисциплины), члены их братства начинают ощущать свою избранность, а это в свою очередь часто сопряжено с большой пользой для собственного морального совершенствования и нравственного роста.
Экзархаты же характерны для сообществ, стремящихся как-то локализироваться, чтобы сохранить и продолжить свойственные им древние этнические, религиозные и философские традиции, даже если одно с другим сочетается в известной мере искусственно.
В недалеком будущем, когда запущенные сегодня на всю свою мощь процессы быстрой смены населения в Северном полушарии планеты (имеются в виду уже хорошо понятные процессы стремительного убывания европеоидных этногрупп) приведут к деградации техногенной цивилизации и — как следствие — всего земного сообщества, роль орденов и экзархатов, стремящихся хоть как-то объединить в себе остатки европеоидного населения, вполне могут сыграть еще достаточно заметную роль в истории угасающей Земли. Если эта тема Вам интересна, у Вас появится возможность узнать подробности из текста моей беседы с писателем-фантастом Алексеем Калугиным.
Справка
Выше опубликованы материалы форума из архива проекта "Лунная радуга" периода 2005-2016 годов.
Анонсы
- Следующий выпуск серии - "Из первых уст. Выпуск девятый: про "авторскую кухню".
- В планах рассказать о съёмках фильмов "Акванавты" и "Лунная радуга", а также показать уникальные фотографии из личного архива мэтра.
Дочитали? Большое вам спасибо! Буду рад "лайку" и комментарию. А о том, чтобы вы подписались на мой канал "Великое Внеземелье" просто мечтаю! Возможно вы подключитесь к групповому чату канала? Синхронной безекции! Ваш ISNik.
А в начале было Слово
Мои свежие публикации о С.И. Павлове
- Из первых уст. Выпуск восьмой: о "Волшебном локоне Ампары"