Идея пополнения российского флота крейсерами нового типа активно лоббировалась адмиралом И.А. Шестаковым, управляющим Морским министерством. Сама идея была вполне здравой. При господствовавшем тогда почти всеобщем убеждении что основным оружием на море отныне станет торпеда, а самыми грозными кораблями -маленькие быстроходные миноносцы логичным выводом было появление нового класса кораблей, предназначенных с ними бороться. Тем более, много ли надо утлому суденышку в 20-50 тонн водоизмещения с бортами из 5 мм стальных листов?
Идея витала в воздухе. Необходим небольшой, но быстроходный корабль,вооруженный множеством скорострельных мелкокалиберных орудий для уничтожения многочисленной миноносной мелочи.
В программе 1882 года появился пункт о "крейсере нового типа". Это был будущий "Лейтенант Ильин",первый минный крейсер. Несмотря на многочисленные недостатки "первого блина", класс получил развитие. "Ильин" предназначался для Балтики, а для Черноморского флота было предусмотрено строительство корабля по тому же проекту.
Увы, но все пошло не по плану. Шестаков весной 1886 году на пароходе "Москва"убыл в длительное путешествие для инспекции Дальнего Востока, а в судьбу корабля и в его проект начали вмешиваться различные обстоятельства.
Строительство второго минного крейсера было поручено Николаевской верфи. Строителем назначили местного инженера капитана Роберта Юльевича Тирнштейна. К созданию проекта он не имел никакого отношения, работа шла по первоначальным чертежам и многочисленным указаниям и изменениям "из центра".
Основным стал вопрос машин. Балтийский завод предложил изготовить силовую установку своими силами по английскому образцу. Предложение было принято, корпус крейсера перепроектировали под цилиндрические котлы вместо локомотивных. А это повлекло переделку всего проекта. Новые котлы оказались тяжелее,чтобы компенсировать это МТК распорядилось понизить на метр высоту бортов и убрать кормовые надстройки.ъ
В итоге на корме появились командирская и офицерская рубки, а баковую надстройку сменила карапасная палуба. Помимо этого решили исправить недостатки,выявленные в проекте на "Ильине". В результате проектное водоизмещение выросло на четверть при полной нагрузке, до 742 тонн. Зато корабль получил еще более грозный массивный таранный штевень.
Экономить пришлось на вооружении,которое сократили до шести 47-мм и четырех 37-мм пушек. Большая перегрузка потребовала и сокращения торпедных аппаратов-от поворотных отказались сразу, а два бортовых,неудобных для заряжания-демонтировали в процессе эксплуатации. Из семи предусмотренных проектов осталось три. Механизмы Балтийского завода на испытаниях не смогли выдать больше 2341 л.с. и ожидаемой скорости в 21 узел не получилось. В итоге черноморский крейсер показал скорость еще меньше чем у "Ильина"-всего 18,3 узла. С такой скоростью гоняться за миноносками точно было бесполезно.
Второй минный крейсер оказался изначально пасынком кораблестроительной программы. Строился он в итоге три года вместо года у "Ильина". Мало того, что местом постройки ему определили полукустарную верфь на окраине империи, а управлением строительством занимался ГУКиС ( Главное управление кораблестроения и снабжений), так ему даже не досталось своей закладной таблички. Его присовокупили к строящимся в том же Николаеве мореходным канонерским лодкам. В итоге уникальная и скандальная ситуации- на четыре корабля была одна общая закладная доска ( в ЦВВМ хранятся две сохранившиеся серебряные доски 12,4x 7,2 см,с гравировкой)-
"Канонерския 3 пуш. 2 винт. лодки въ 1500 инд. силъ "Запорожец", "Донец", "Черноморец" и Минный Крейсеръ "Капитанъ Сакенъ" въ 3500 инд. с. Заложен въ Николаевскомъ Адмиралтействе мая 9 дня 1886 года въ присутствии Ихъ Императорскихъ Величествъ Государя Императора Государыни Императрицы".
На обратной стороне -
"Главный Командиръ флота и портовъ Черного и Каспийского морей Вице-Адмиралъ А.А. Пещуровъ, Капитанъ над Николаевским портомъ, Контр-Адмиралъ В.И. Поповъ, Строитель лодокъ: Кораб. Инж. Штабс-Капитанъ Берг, Строитель миннаго Крейсера: Кораб. Инж. Капитанъ Тирнштейнъ".
Имя крейсеру дали в честь героя русско-турецкой войны капитана 2-го ранга фон Остен-Сакена-“Капитан Сакен”.
Христиан Иванович Остен-Сакен ( Johann Reinhold von der Osten-Sacken; 1755 — 20 мая 1788, недалеко от Очакова) — русский морской офицер — герой Русско-турецкой войны 1787—1791 годов. В условиях неравного абордажного боя, командир дубель-шлюпки — капитан 2 ранга Х. И. Сакен — совершил подрыв крюйт-камеры. Взрывом русского судна были уничтожены четыре сцепившиеся с ним турецкие галеры. В последующих сражениях турки уклонялись от абордажных схваток с русскими судами.
Парадоксальным образом стоимость минного крейсера "Капитан Сакен" в итоге достигла 1 045 720 рублей (около 3 миллионов стоили крейсера "Новик" и "Боярин", около 6 миллионов обошелся "Варяг", порядка двух миллионов обошлись казне эсминцы типа "Новик" через четверть века ).
«Капитан Сакен» Николаев. Зачислен в списки 18 января 1886 года. Строительство начато 9 мая 1886 года .Спущен на воду 30 апреля 1889 года. Введён в эксплуатацию 1889 год. 8 апреля 1907 года переименован в портовое судно «Бомборы».Выведен из состава флота 22 декабря 1909 года.
Водоизмещение 742 тонны(проектное – 610 тонн). Длина 69,4 м. Ширина 7,3 м. Осадка 3,1 м. Бронирование-Палуба — 13 мм. Двигатели-2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 3 огнетрубных котла,2341 л. с..Движитель 2 винта. Скорость хода 18,3 узла .Полный запас угля 143 т, дальность плавания 10-узловой скоростью 1580 миль.Экипаж 7 офицеров, 120 матросов.
Вооружение-6 × 1 — 47-мм орудия, 4 × 1 — 37-мм орудия. Минно-торпедное вооружение 3 × 381-мм неподвижных ТА
Артиллерия крейсера размещалась в бортовых спонсонах,над машинно-котельными отделениями стояла 13 мм карапасная бронепалуба,а вдоль бортов-коффердамы с целлюлозой.
Предусмотренные проектом 7 торпедных аппаратов крейсер не получил- за счет двух поворотных решили снизить перегрузку еще при постройке,а в 1900 году сняли и оба бортовых.
Несмотря на то, что минный крейсер "Капитан Сакен" не соответствовал даже условиям техзадания, для Черноморского флота это оказалось полезное приобретение. В конце 19-го века флот не имел ни одного крейсера , соответственно для разведки и посыльной службы новый корабль, за неимением лучшего, вполне пригодился.
30 мая 1890 года его включили в состав Практической эскадры Чёрного моря.
Именно "Капитан Сакен" стал участником первого в мире сеанса радиосвязи между боевыми кораблями. На минном крейсере стоял передатчик, а приемо-передающие устройства поставили на броненосцах “Георгий Победоносец” и “Три святителя”. Эксперимент состоялся 25 августа 1899 года.
Боевых действий на долю минного крейсера не выпало, но ,по некоторым данным, стрелять ему все-таки пришлось. Во время восстания флота в ноябре 1905 году в Севастополе минный крейсер остался на стороне самодержавия. Под командой вице-адмирала Чухнина вместе со всей правительственной эскадрой он участвовал в подавлении восстания.
26 марта(8 апреля)1907 года корабль стал портовым судном "Бомборы". Уже 22 декабря 1909 года и его исключили из списков флота.
В 1898-1899 годах командиром крейсера был будущий вице-адмирал Лев Алексеевич Брусилов.
Вскоре в списках флота вновь появился "Капитан Сакен",это был новый эскадренный миноносец типа "Лейтенант Шестаков". Тоже на Черноморском флоте.
Необходимость наличия на Черноморском флоте именно минного крейсера была далеко не очевидна-орды миноносок сюда могли завезти транспортами только англичане и французы. Но, действительно, для второго флота империи нужен был хотя бы один быстроходный разведывательный и посыльный корабль.
В зарубежных флотах подобные функции выполняли вдвое более крупные корабли, так что первенцы нашего флота относились к категории минных крейсеров II-го ранга. Изначально в их зону ответственности входили разведка при эскадре,охрана ее от нападения вражеских миноносцев, а некоторые (не будем показывать пальцем на будущего адмирала Бирилева) полагали удачным решением и участие их в линейном бою.
Для второго минного крейсера Российского Императорского флота трагедией оказалось "сиротство"-при семи няньках-МТК, ГУКиС, Балтийский завод, верфь, местное командование и т.д. за результат никто не отвечал. Заказчик, адмирал Шестаков, все это время находился в дальнем путешествии, а вскоре и скоропостижно скончался.
Строитель, местный инженер-кораблестроитель, ни по опыту, ни по статусу роль координатора. естественно, не мог выполнять. Все вроде бы хотели как лучше-а получилось как всегда.
Безумно дорогой корабль-долгострой с очень скромными возможностями. Значительная перегрузка , низкое качество работ(основную массу рабочих составляли крестьяне-отходники с ближайших губерний) , косяки Балтийского завода по силовой установке , сложности управления и согласовании на расстоянии нескольких тысяч километров привели к тому ,что "Капитан Сакен" получился гораздо тяжелее, слабее и медленнее своего питерского прототипа, копией которого он должен был стать.
Впечатления современника насчет двух "однотипных" крейсеров: “сходны по размерам, только крейсер "Капитан Сакен" вышел тяжел, перегружен больше, чем “Лейтенант Ильин” и имеет ход 17 уз, тогда как “Лейтенант Ильин” ходит до 19”.
Непродуманной оказалась и схема размещения вооружения -ощетинившийся скорострелками во все стороны корабль основную огневую мощь имел на бортах. Для охоты же за миноносцами противника ему полезнее был бы мощный погонный огонь. В целом артиллерийское и торпедное вооружение второго минного крейсера значительно уступало даже первому.
Хотя какая там охота... Вместо проектных 21-22 узлов практическая скорость его не превышала 17 узлов, а в 1901 году он смог выдать только 14,5 узлов.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам