Эти люди вошли в историю русской литературы как простые безымянные служащие, которые именовали «ваньки», «голубчики», «лихачи», а в простонародье ямщики или извозчики. И стихах, и в прозе эти люди играли важную роль для подчеркивания быта, настроения простых крестьян и барских особ. Наверняка все помнят песню старую песню, написанную поэтом Николаем фон Риттером:
Ямщик, не гони лошадей!
Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить,
Ямщик, не гони лошадей!
Позже эту тему ямщика молодого человека мчавшегося на свиданку к любимой продолжил и Сергей Есенин:
За ухабины степные
Мчусь я лентой пустырей.
Эй вы, соколы родные,
Выносите поскорей!
Низкорослая слободка
В повечерешнем дыму.
Заждалась меня красотка
В чародейном терему.
Извозчик – это дорогое удовольствие
Не смотря на всю популярность и романтизацию этой профессии мало, кто знает, что они делились на категории. Самые простые, «ваньки», были из обычных крестьян, приехавших на заработки в столицу и арендовавших самые дешёвые повозки с лошадьми. Работали на износ и могли всю ночь ждать заказчиков-гуляк и возить их куда прикажут. И всё же не всем это было по карману.
Дальше шли «лихачи». У этих были уже более элитные лошади и ухоженный экипаж. Услугами лихачей пользовались знатные купцы, офицеры, сопровождающие дам и просто богатые дворяне кутившие дни и ночи напролёт. А ещё услугами элитных извозчиков пользовались аферисты разных мастей, когда нужно было пустить пыль в глаза и «объегорить» доверчивых граждан.
Если «ваньки» брали за поездку в среднем 30-40 копеек, то «лихачи» заламывали цену от 3 рублей и выше. Правда они и ехали быстрее, благодаря хорошей амортизации повозки. Отсюда и название «лихачи», потому что гнали всегда с ветерком.
Были конечно и другие категории. От цены зависело и качество, и красота экипажа – двойки, тройки запряжённые и наряженные в разные бубенцы и украшения. Иван Тимофеевич Кокорев, которого сегодня можно назвать блогером 19 века, писал в своих «очерках о Москве» следущее:
«Потребностям московских пешеходов удовлетворяют почти одиннадцать тысяч извозчиков; из этого числа не более трех тысяч постоянно живут здесь, а прочие — все «ваньки».
И действительно, до появления автомобилей и трамваев конкурентов у извозчиков не было. Они были хозяевами перевозок пассажиров и могли гнуть свою линию как заблагорассудится.
В продолжении темы рекомендуем прочитать стихотворение Николая Некрасова «Извозчик». Вот его начало:
Парень был Ванюха ражий,
Рослый человек,-
Не поддайся силе вражей,
Жил бы долгий век.
Полусонный по природе,
Знай зевал в кулак
И название в народе
Получил: вахлак!
Сегодня, кстати, и таксист вымирающая профессия. Скоро «умные машины» будут нас развозить самостоятельно (без помощи человека), но это уже совершенно другая история…