Найти тему

Полуденный демон

Сиеста - древний обычай южных стран предаваться послеобеденному отдыху. Корни этого обычая уходят в самую глубь веков и имеют множество медицинских, географических, религиозных и мифологических обоснований.

Традиция сиесты была широко распространена еще в Древней Греции, откуда, в купе со всем прочим, перекочевала впоследствии на просторы Римской империи. Собственно именно с Римом и связано возникновение самого слова "сиеста". Считается, что оно произошло от латинского "hora sexta", обозначавшего шестой час после рассвета - полдень.

Сиеста традиционно длиться в южноевропейских странах с двенадцати часов дня до четырех и приходится на самое жаркое время суток. Врачи связывают возникновение сиесты со склонностью человеческого организма вздремнуть после обеда, а географы и путешественники с возможностью "заработать" солнечный удар, если разгуливать по улицам и полям в жару. Но в мифологии южных стран есть куда более поэтичное обоснование этого обычая.

Полдень - это мистическое время, оборотная сторона полуночи, которая, как известно, является границей миров. В большинстве древних религий - это время относилось к сакральным и предназначалось для жертвоприношений. Согласно древним мифологиям, полдень был ничуть не менее опасен чем полночь именно поэтому с наступлением этого часа надлежало быть дома. Тех же, кто не соблюдает древний обычай и остается в поле может настигнуть полуденный демон.

Демон полудня является чаще к тем, кого сиеста застигла в полях и лесах. Прекрасная, юная дева, или статная дама в серпом и в белых одеждах настигает тех, кто отваживается не соблюдать древний обычай. Она начинает загадывать загадки и задавать вопросы, тот кто разгадает все загадки и ответит на все вопросы, останется не вредим. Но того, кто не сможет поддерживать разговор на протяжении всей сиесты Демон полудня погрузит в беспробудный сон.

Интересно, что юный образ полуденного демона укоренился в мифологии куда более прочно. По мере того как миф становился все дальше от религии и все ближе к сказке и поэзии образ почтенной дамы с серпом, терзающей непокорных древним обычаям аграрными расспросами все больше вытесняется образом юной и прекрасной девы с чарующим голосом и невообразимыми загадками.

На этот романтический образ юной девы, блуждающей по полям и лесам христианство впоследствии спроецировало строку из Иоанна Златоуста: " от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго". Так, демон полудня стал еще и демоном сладострастия, погружающего в сон и навевающего сны, полные соблазна.

Видимо, вдохновленные этим трепетным образом, психологи тоже адаптировали термин полуденного демона к своей науке. Психоаналитики фрейдистской поры не редко именовали этим термином кризис среднего возраста у мужчин, когда зрелый и почтенный господин, достигший "полдня" своей жизни бросал семью и привычный образ жизни ради юной и прекрасной девушки. Термин этот правда использовался в этом значении совсем не долго и вскоре был вытеснен вполне традиционным "кризисом среднего возраста", а "полуденный демон" стал символом депрессии, видимо, в силу связи этого термина с той парализующей послеобеденной дремотой, которую практически невозможно преодолеть.

-5