Найти в Дзене
Жизнь VS Кино

"Тони Эрдманн" – фильм о спасительной силе юмора

Оглавление

Один из лучших фильмов 2016 года "Тони Эрдманн" был номинирован на несколько десятков различных кинопремий мира, включая "Оскар". И как минимум десяток их получил, в том числе награды Европейской киноакадемии и призы ФИПРЕССИ фестивалей в Каннах и Сан-Себастьяне.

За предшествующие "Тони Эрдманн"у 16 лет режиссер Марен Аде сняла всего 3 полнометражных фильма. Первый "Лес для деревьев" получил приз в Сандэнс. Второй "Все Остальные" (имеет в России странное название "Страсть не знает преград") - "Серебряного Медведя" в Берлине. Похоже, она настоящий перфекционист, снимает медленно и вдумчиво. Для каждой сцены фильма "Тони Эрдманна " делалось до 30 дублей, а при съёмке с нескольких камер до 60-ти. Однажды режиссер выбросила весь отснятый за 2 дня материал, посчитав, что не добилась нужного результата. А затем пересняла все сцены заново. В итоге за 56 съёмочных дней было снято 120 часов материала, на монтаж фильма ушло больше года, а за это время Аде успела родить ребёнка
Кадр из фильма "Тони Эрдманн"
Кадр из фильма "Тони Эрдманн"

Тони Эрдманн / Toni Erdmann (2016) реж. Марен Аде

Сюжет фильма обманчиво прост. Бывший учитель музыки из маленького немецкого городка приезжает в гости к дочери, работающей в Бухаресте. Она - успешный сотрудник международной корпорации, типичный экспат, зацикленная на карьере, довольно стервозная дама. Пытаясь достучаться до её человеческих эмоций, отец прибегает к серии странных розыгрышей и мистификаций. И в конце концов неспешно развивающееся повествование неожиданно взрывается, достигая в финале неожиданной степени абсурдности и комичности.

Фильм сочетает элементы гротеска, социальной сатиры, семейной драмы. И кажется то пародией, высмеивающей отношения западноевропейского бизнеса к менее экономически развитым, но более наивным и добродушным восточноевропейским соседям. То грустной историей об одиноком стареющем человеке, пытающемся вернуть контакт с сильно отдалившейся единственной дочерью. То историей о цене, которою приходится платить современным людям за успех.

Кадр из фильма "Тони Эрдманн"
Кадр из фильма "Тони Эрдманн"

Но в большей степени это фильм о важности умения смеяться и быть смешным, о жизнеутверждающей природе творческого, карнавально-игрового начала в человеке. Прообразом главного героя фильма для Марен Аде был Энди Кауфманом - гениальный мастер абсурда и мистификаций.

Своими розыгрышами Энди Кауфманом мог вызвать драку между ведущими ТВ шоу и гневно вломившимся в кадр продюсером, убедить зрителей немедленно начать собирать ему деньги, чтобы спаси от банкротства. Он не боялся быть освистанным, вызывать у публики раздражение и гнев. И годами был настолько убедителен в роли выдуманных им же персонажей, что многие так и остались уверены спустя годы, что это реальные люди.

Его розыгрыши бросали вызов здравому смыслу и стирали грань между реальностью и воображаемым. Причем настолько, что многие до сих пор считают его смерть мистификацией, всерьёз ежегодно ожидая появления Кауфмана на публике.

Кадр из фильма "Тони Эрдманн"
Кадр из фильма "Тони Эрдманн"

Фильм Аде о юморе, как о прибежище здравого смысла и спасительной возможности для одних сохранить человеческое достоинство, а для других не стать частью бездушного механизма по производству денег.

Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino

Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы читать ещё. Подписаться