«Я – ваш новый педагог!» – с чувством собственного достоинства заявил Нестор Петрович, придя на работу в вечернюю школу.
Действие фильма происходит в 1972 году – время, когда учителя, получая среднюю зарплату, могли, по крайней мере, гордиться своей профессией.
Причина такого умонастроения проста: Советский Союз был государством с прописанной идеологией – исторический факт, который объяснял значимость каждого работника общества в зависимости от его вклада в «построение коммунистического будущего» (кто жил в СССР, знает, что это за фрукт и с чем его есть).
А учитель – это лицо, которое формирует личность и ее мировоззрение, поэтому его роль в советский период (по крайней мере, в глазах государства) действительно была значительной.
К сожалению, ничего подобного нельзя сказать о нашем времени, когда молодому преподавателю с высшим образованием некуда податься.
Эта печальная ситуация объясняется двумя причинами: во-первых, потребительским отношением людей к образованию вообще и профессии – в частности; а во-вторых, – нестабильным рынком труда, который постоянно меняется, не давая ни молодым специалистам, ни их подопечным времени собраться с мыслями и определиться с будущим.
К педагогу XXI века предъявляется слишком много требований: он должен быть современным, коммуникабельным, демократичным, терпимым, и, наконец, почти ученым, чтобы качественно подготовить школьников к ЕГЭ. При этом его зарплата оставляет желать лучшего, и подход к нему – тоже потребительский.
Родители хотят, чтобы их дети учились только на «5», сдали выпускной экзамен на максимальное количество баллов и поступили в «нужный» университет.
А духовно-нравственное развитие ребенка остается за кадром вместе с учителем, который тоже человек и не всегда справляется с нагрузкой.
Больше всего в этой ситуации страдают молодые учителя, вроде упомянутого Нестора Петровича.
Но если за него горой дружно стоял коллектив во главе с энергичным директором (которая, кстати, в критические моменты даже не ставила вопрос об его увольнении), то современный «зеленый» педагог фактически предоставлен самому себе.
В школе он нужен не для участия в процессе развития личности, а лишь для положительного результата, в данном случае, – на злополучном ЕГЭ.
К сожалению, современные дети слишком… современны и смотрят на молодого учителя почти как на «своего», что сильно затрудняет проведение урока, а порой делает учебный процесс в принципе невозможным.
В таких плачевных ситуациях родители, разумеется, всегда на стороне своих деток, а в низких оценках винят бедного преподавателя. Молодой педагог, только вчера покинувший студенческую скамью, в отличие от своих «зрелых» коллег, не имеет опыта и не всегда может похвастать стальными нервами, столь необходимыми для адекватного общения с продвинутыми учениками.
Впрочем, начинающий преподаватель на «ты» с компьютерными технологиями – важный навык, который сейчас особенно актуален и как будто дает ему некоторое преимущество перед коллегами старой закалки.
Однако в последние годы над учебным процессом, словно Дамоклов меч, висит угроза замены (или подмены?) живого педагога компьютером. И если преподаватели со стажем по инерции удерживаются на плаву, то молодой специалист часто оказывается не у дел.
Рабочих мест, как всегда, не хватает, и мудрые директора предпочитают синицу в руке журавлю в небе. Ну, вы поняли: никто не хочет рисковать.
И если ученая степень аспиранта-педагога раньше была в чести, то в наше время она может сильно затруднить его поступление на работу. Дело в том, что за степень полагается денежная надбавка, а вы люди умные и сами знаете, какие сейчас бюджеты в муниципальных учреждениях.
Однако отечественная система образования продолжает более или менее эффективно (!) функционировать не благодаря, а вопреки современному прогрессу и до сих пор держится на голом энтузиазме молодых (и не только) учителей.
Как вы считаете, значимость профессии вернется на свое место?