Найти в Дзене
The Economist Access

Отражают ли сны реальность?

Оглавление

Компьютерный анализ приближает понимание того, что такое сновидение

Оригинал

То, что сны несут скрытый смысл, — идея достаточно старая. Библейская Книга Бытия, написанная около 2500 лет назад, описывает, как Иосиф, сын Иакова, трактовал сны египетского фараона о тучном и худом скоте как предсказание изобилия в первом случае и голода – во втором.

Между тем в Китае самой популярной работой по толкованию сновидений долгое время была «Чжоугун Цзе Мэн», словарь объяснений странных снов, написанный 500 лет назад. Однако только после публикации в 1899 году трактата Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений» сновидения стали предметом серьезного научного изучения.

Акцент Фрейда на насилии и подавлении сексуальности как корнях сновидения теперь выглядит старомодным.

Вместо этого мы исходим из того, что сновидения отражают повседневный опыт сновидца, либо они являются эпифеноменом консолидации воспоминаний, либо ментальным испытательным полигоном для идей, которые сновидец может реализовать на практике, когда бодрствует.

Это сходство между сновидениями и реальностью психологи называют гипотезой непрерывности. Однако данных, подтверждающих это, мало. И их истоки – это клинические случаи, а не из исследований людей со крепким ментальным здоровьем.

Всегда количество исследуемых было невелико. Но о последнем исследовании этого не скажешь.

В Royal Society Open Science, Алессандро Фогли из Roma Tre University в Италии, а также Лука Мария Айелло и Даниэле Кверча из Nokia Bell Labs в Кембридже, Великобритания, проанализировали тысячи сообщений о снах психически здоровых людей. Используя их, они проверили несколько предсказаний, основанных на гипотезе непрерывности, и нашли подтверждения для каждого из них.

Наиболее распространенным способом оценки сновидений является шкала Холла и Ван де Касла.

При этом используются письменные отчеты об образах, появляющихся во сне, и о социальных взаимодействиях этих образов, а также об эмоциональном содержании сновидения, чтобы получить набор оценок, которые могут быть использованы для создания индексов таких вещей, как доля дружеских, сексуальных и агрессивных встреч во сне.

Оценка сновидений таким образом отнимает много времени и подвержена предвзятости наблюдателя. Прорыв, сделанный Фогли, Айелло и Кверчиа, заключался в автоматизации с помощью алгоритма обработки языка, называемого синтаксическим деревом. Отчеты обрабатываются тысячами, а не десятками, и делается это последовательно.

Источником данных был DreamBank, хранилище 24 035 отчетов о снах, которое поддерживается Калифорнийским университетом в Санта-Крусе.

Все отчеты составлены на английском языке. Они охватывают период между 1910 и 2017 годами. И большинство из них из Америки.

В дополнение к содержанию сновидения, каждый отчет включает возраст и пол сновидца и краткую биографию. Предсказания, которые рассматривали три исследователя, состояли в том, что сны людей меняются с возрастом, что изменяющие жизнь личные переживания меняют паттерны сновидений, и что уровни повседневной агрессии отражаются в сновидениях.

Что касается половых различий, то мужчины имели (как и предполагалось) более жестокие сны, чем женщины.

Что касается вопроса старения, то Фогли, Айелло и Кверсия смогли доказать, что сны людей действительно меняются по мере того, как они переходят от подросткового возраста к молодости.

В частности, они опирались на 4352 сна, записанных женщиной, пожелавшей остаться анонимной, которая в возрасте от 12 до 25 лет систематически записывала свои сны.

Их алгоритм показал, что с 14 и 17 лет сны Иззи обычно включали в себя негативные социальные взаимодействия и конфронтацию. С 18 до 25 лет эти взаимодействия стали более дружелюбными.

Тем не менее, опасно делать обобщения из одного случая, этот паттерн, несомненно, будет знаком каждому, кто наблюдал, как растет подросток.

Опыт бодрствования, как показал алгоритм, формирует сновидения и другими способами. Ветеран Вьетнамской войны, который во время этого конфликта подвергся насилию, чаще видел во снах насилие и агрессию, чем другие испытуемые. И наоборот, сны слепых, которые часто полагаются на помощь других людей в повседневной жизни, были самыми дружелюбными и наименее жестокими из всех.

Возможно, самый интригующий результат был получен, когда исследователи выпустили свой алгоритм на широкий простор истории, разделив DreamBank на десятилетия.

Они смогли сделать это только начиная с 1960 года. Они обнаружили, что уровень насилия и агрессии в сновидениях был самым высоким в 1960-х годах и впоследствии снижался в каждом последующем десятилетии.

Почему это так, неясно, но они утверждают, что для Америки 1960-е годы были особенно жестоким десятилетием, наполненным политическими убийствами, угрозой ядерного уничтожения и войной во Вьетнаме, конфликтом, который велся призывниками и поэтому имел особый резонанс.

Таким образом, с помощью исследований гипотеза непрерывности, по-видимому, проходит проверку.

Ни один из них, по общему признанию, не пытается ответить на более глубокий вопрос о том, для чего на самом деле существуют сны. Может ли вычислительный подход, подобный этому, исследовать и этот вопрос, еще предстоит выяснить.

А пока, если вам снится тощий скот, не забудьте запастись кладовой. На всякий случай. ■