Оружие, аналогов которому нет во всем мире, уникальные самовары, незабываемые на вкус пряники, превосходные мелодичные гармони, высокоточные приборы и механизмы… И все эти понятия объединяет одно слово: Тула.
Здесь испокон веков живут настоящие умельцы, и им по силам любые задачи. Они хранят традиции мастеров прошлого, приумножая славу предков и создавая новые современные производства.
Собрав исторические факты и архивные материалы, мы установили, что наступающий год станет юбилейным для акустического производства. Можно с уверенностью сказать, что зародилось оно ровно 200 лет назад в Туле…
«Тула веками оружие ковала», — поётся в песне, ставшей гимном города. И это правда. Тула — один из старейших промышленных центров России, в котором издревле выплавляли железо и делали оружие.
Начальные достоверные сведения о тульских кузнецах относятся ещё к XVI веку. Первые слободы зарождались как на правом, так и на левом берегу Упы. В конце века там обосновались тридцать кузнецов, получивших право самостоятельно заселять Заречье.
XVIII век стал знаменательным началом нового витка развития истории Тулы. Петр I проявлял особое внимание к усилению военной мощи российской армии, а поэтому живо интересовался изготовлением оружия. Для осуществления этих обширных замыслов нужно было иметь крупное оружейное производство, поэтому царь своим указом повелел оружейникам: «…жить на Туле за рекой Упой в казенной кузнецкой слободе».
В 1712 г. по указу Петра I в Туле был основан первый в России государственный Тульский оружейный завод. По уровню техники и технологии производства завод занимал ведущее место, не уступая лучшим предприятиям Англии. Недаром одним из символов города является легендарный мастер Левша, сумевший подковать «аглицкую» блоху.
Можно с уверенностью сказать, что тульские оружейники стояли у истоков отечественной металлургической и металлообрабатывающей промышленности.
В XVIII веке Тула получила известность крупного промышленного центра, в ней стремительно развивалось железное и чугунное производство. Местные мастера, изготовлявшие не только оружие, но и другие изделия, необходимые в быту: точные измерительные приборы, механизмы, замки — прославили город на всю страну.
Вплоть до Первой мировой войны Тула оставалась крупным центром по металлообработке и кустарному производству. В 1913 году общая численность ремесленников в городе, по-видимому, превышала 31 тысячу человек. Ведущее значение имела обработка металлов — самоварное, скобяное, замочное и оружейное производства, выработка различных металлоизделий.
Не оружием единым…
Надо признать, что смекалка и незаурядный пытливый ум во все времена был присущ многим оружейникам. Ведь именно эти мастера нередко совмещали основную профессию с разнообразными«творческими развлечениями», которые впоследствии перерастали в самостоятельные отрасли производства. Плюс ко всему оружейники имели богатый практический опыт обработки металлов, особенно мелких деталей. С ювелирной точностью они могли рассчитать размер и придать необходимую форму тому или иному элементу изделия.
Яркий пример тому — оружейник Тимофей Воронцов, который в 1820 году в полуподвальном помещении своей самоварной фабрики организовал первое промышленное производство ручных гармоник!
Чтобы понять всю сложность процесса, нужно вспомнить, что из себя представляет гармонь, пусть даже и в самом простом своем варианте.
Основной элемент в конструкции гармоник — голосовая планка. Она состоит из самой планки (рамки) и язычков. Язычок, колеблясь в проёме планки, издаёт звук определённого тона. Язычок издаёт звук при воздействии на него струи воздуха только в одном направлении — с той стороны, где он крепится к планке заклёпкой. В ручных гармониках направление воздуха при сжиме-разжиме мехов меняется, поэтому для одного звука необходимо два язычка одного тона: один язычок издаёт звук при разжиме меха, другой — при сжиме.
Согласитесь, невозможно создать такой инструмент, не зная основ и принципов акустики — науки о звуках! И в то же время только искусный умелец — опытный мастер металлообработки — смог бы создать правильную голосовую планку, без которой нельзя добиться красивого и мелодичного звучания гармоней.
Сохранились сведения, что тульские мастера братья Шкунаевы уже с 1808 года изготовляли в своей домашней мастерской звучащие языковые планки. Их они использовали в свистульках, свирельках, а затем и в ручных гармониках. По мере роста и развития кустарного гармонного промысла братья Шкунаевы сбывали планки по заказам и изготовляли простые гармоники. Их, безусловно, считают в числе основателей тульского гармонного кустарного промысла.
Дальнейшему развитию гармонного производства способствовал тот факт, что в 1830 году другой оружейник — Иван Сизов — купил на Нижегородской ярмарке и привез в Тулу немецкую однорядную гармонь. Вернувшись домой, он изготовил копию, которая превосходила в качестве звучания зарубежный оригинал. Затем в домашней мастерской Сизов продолжил изготовление этих новых для России музыкальных инструментов.
Тимофей Пименович Воронцов потомственный оружейник и основатель первой гармонной фабрики, ознакомившись с гармоникой, привезенной Иваном Сизовым и внеся свои изменения, начал производить значительно лучшие модели по звуковым и внешним признакам. С 1838 года гармонное производство переросло в самостоятельную «Вольно-оружейную гармонную фабрику» — первую в России.
Новая страница в истории тульских гармоник была открыта Николаем Ивановичем Белобородовым. По техническому заданию Белобородова в 1875 году прославленный тульский гармонный мастер Леонтий Алексеевич Чулков создал принципиально новый инструмент. Суть изменений заключалась в строении правой клавиатуры, состоящей из 23 клавиш, в число которых входили все 12 звуков хроматического звукоряда. Одна из первых в России гармоней с хроматическим строем была изготовлена в 1878 году. Изобретение Белобородова стало основой для современных гармоней и баянов.
Растущий спрос на гармони способствовал тому, что многие тульские мастера взялись за их изготовление. Количество кустарей-гармонщиков увеличивалось из года в год, и гармонный промысел стал в Туле вторым по значимости. Домашние мастерские стали преобразовываться в гармонные фабрики. Высшей точки производство гармоник в Туле достигло в 1912–1913 годах.
Сегодня «Тульская Гармонь» продолжает традиции, восходящие к временам, когда в России появились первые гармоники. В 1963 году на музыкальных инструментах этого предприятия появилась фирменная марка объединения «Мелодия». Тульские баяны и гармони звучали и звучат и у нас в стране, и за рубежом в руках прославленных исполнителей.
Таким образом, благодаря тульским оружейникам, а впоследствии мастерам гармонного дела, 200 лет назад в Туле зародилось первое в стране акустическое производство. Его отсчет ведется с 1820 года — момента организации первой промышленой мастерской по выпуску ручных гармоник.
Как тульские мастера продолжили развитие акустического производств
Беря за основу знания из музыкальной акустики, постепенно начали развиваться и другие направления производства, в том числе радио- и электроакустика.
В марте 1925 году тульские радиолюбители объединились в губернское Общество друзей радио. А в июне 1927 года в Туле открылась первая мастерская по изготовлению радиодеталей. Она-то и положила начало знаменитому тульскому радиозаводу «Прибой», впоследствии переименованному в «ОКБ «Октава».
Бурное развитие радио и задачи радиофикации страны определили специализацию предприятия: уже в годы первой пятилетки был освоен выпуск репродукторов — первых изделий электроакустического профиля, ставшего впоследствии основным для завода. В 30-е годы большую часть номенклатуры изготовляемой продукции составляли репродукторы и радиоприемники. В радиовещательной технике появился новый тип громкоговорителей динамической системы, которые обеспечивали натуральное звуковоспроизведение и позволяли добиваться значительной звуковой мощности без заметных искажений.
В течение ряда лет тульский радиозавод «Прибой» оставался единственным в стране предприятием, изготовляющим акустическую аппаратуру, такую, например, как электродинамический репродуктор «Акустик», применявшийся в ламповом приемнике Т‑37.
В 1939 году окончательно определилась специализация завода — акустическая техника. В годы войны предприятие перешло на изготовление продукции для фронта, в частности для полевой телефонии.
В послевоенные годы изготавливались электрофон «Октава» и речевой динамический микрофон РДМ, заменивший угольные микрофоны в системах звукозаписи и звукоусиления. В конце 40-х было освоено производство капсюльных электромагнитных, а затем и головных телефонов.
60-е годы стали периодом интенсивного развития производства электроакустических преобразователей. Уже в 1967 году на заводе было создано специальное конструкторское бюро (СКБ), ставшее основным разработчиком новых изделий и технологий, а уже в 70-е годы завод сделал еще один важный шаг по пути технического прогресса — освоил выпуск первых электретных микрофонов, соответствующих мировому уровню.
Считая необходимым развитие производства отечественных слуховых аппаратов, правительство поставило задачу создать и освоить собственную российскую элементную базу для электроакустических преобразователей, используемых в слуховых аппаратах. Эта задача была решена в Туле: там начали изготавливать миниатюрные электромагнитные телефоны серии ТЭМ и электретные микрофоны серии М. Этот процесс сопровождался техническим перевооружением и созданием специализированного производства.
Сегодня в Туле на заводе «Октава» производятся микрофоны, которые использовали для записи и выступлений культовые зарубежные и российские исполнители: Radiohead, U2, Стинг, Мэрлин Мэнсон, Вячеслав Бутусов, Валерий Меладзе.
К слову, именно в тульский микрофон Юрий Гагарин сказал легендарное «Поехали!».
Новым этапом развития акустического производства и слухопротезирования стало появление в Туле компании «Аурика», которая была основана в 2007 году. Специалисты «Аурики» — продолжатели славных традиций тульских мастеров звука. С 2009 года компания запустила производство слуховых аппаратов. Уже почти десятилетие слуховые аппараты Classica и Neo Classica задают стандарты качества на рынке слухопротезирования в своем сегменте.
Дальнейшее развитие привело к разработке линеек цифровых слуховых аппаратов Every, Nanotrim, Pixel. Высокие потребительские свойства слуховых аппаратов под брендом Aurica подтверждаются европейским сертификатом, который дает возможность их реализации на территории стран, входящих в ЕС. Тульская компания «Аурика» занимает первое место по экспорту слуховых аппаратов среди российских производителей с долей рынка более 90% и поставляет продукцию более чем в 40 стран мира. Одна из последних разработок «Аурики» — внутриушные цифровые слуховые аппараты серии Pixel. А для профессиональных музыкантов компания выпустила специальные внутриушные мониторные наушники. В 2019 году специалисты «Аурики» представили первый отечественный аппарат костной проводимости, который был презентован на центральной выставке по слухопротезированию EUHA в Германии.
Производителем цифрового электронно-акустического оборудования для радиосвязи в Туле занимается конструкторское бюро «Прибой». Используя цифровые технологии для повышения разборчивости речи, инженеры предприятия разрабатывают гарнитуры связи высокого качества звучания. Производственный парк КБ «Прибой» включает 3D‑оборудование для создания будущего корпуса изделия, автоматизированное оборудования для литья корпусов, линии по монтажу печатных плат, измерительный комплекс для проверки электроакустических параметров готовой продукции. Предприятие реализует проекты полного цикла: от технического задания заказчика до опытного или серийного образца.
Большой интерес вызывают такие продукты КБ «Прибой», как гарнитура связи скрытого ношения «Агент» и беспроводная акустическая система активного шумоподавления Noise Killer.
Конечно, историю Тулы и развитие главных промыслов города сложно уложить в рамки одной статьи. Но мы постарались привести здесь факты и проследить историческую цепочку событий, которые привели к появлению в Туле современных акустических производств. Благодаря выдающимся тульским оружейникам, их таланту и богатому опыту металлообработки стало возможным появление и других смежных отраслей, среди которых самоварное и гармонное производство. Последнее стало предпосылкой к развитию впоследствии радио- и электроакустики. Вот уже 200 лет тульские мастера звука трудятся над созданием и совершенствованием приборов, позволяющих человеку управлять звуками: начиная с берущей за душу мелодии гармони и заканчивая новейшими технологичными слуховыми аппаратами, которые дарят людям радость общения и полноту жизни.
Неразрывно в представлении россиян Тула связана не только с оружием, но и с пряником. Вспомнить хотя бы известную поговорку: для друзей у Тулы пряник, для врагов у Тулы меч. Первое упоминание о прянике зафиксировано в писцовой книге за 1685 год. С тех пор он пережил 13 императоров и множество партийных вождей, несметное число войн и несколько революций. И по сей день вкусные и ароматные печатные пряники пекут в Туле по старинным рецептам, храня и приумножая славные традиции мастеров-пряничников прошлого.
Другой символ России — самовар — тоже обязан своей популярностью тульским мастерам. Само самоварное дело родилось на Урале, производство началось там, где активно добывали металл — медь и латунь. Однако лучшими мастерами в обработке металла на то время считались тульские оружейники. Вот поэтому производство постепенно перекочевало в Тулу. Также это было удобно с точки зрения торговли: основной сбыт продукции шел через Санкт-Петербург и Москву.
Из истории слухопротезирования
Фундаментальным открытием для отрасли слухопротезирования является изобретение телефона в 1876 году Александром Беллом. Уже в 1896 году англичанин Бертрам Торнтон создал первый электрический слуховой аппарат, применив усиление уже существующего телефона.
В 1898 году в США инженер Миллер Риз Хатчинсон создал фирму «Akouphone Company» для серийного выпуска слуховых аппаратов. В 1900 году им был сконструирован переносной слуховой аппарат.
Следующим шагом в развитии слухопротезирования стало появление электронных ламп. Производители оборудования быстро среагировали на появление нового изобретения, и в 1920 году увидел свет первый слуховой аппарат с электронными лампами, благодаря которым качество и громкость звука повысились.
С появлением во второй половине 50-х годов полупроводниковых микросхем прогресс в конструировании слуховых аппаратов был направлен на миниатюризацию, совершенствование качества передачи звуковой информации, комфортность использования, учет характера нарушения слуха, индивидуальных особенностей органа слуха.
Благодарим за предоставленный материал компанию “Аурика”, а также КБ "Прибой".