У Стоунз есть несколько песен, которые я выделяю из их репертуара, как не совсем стоунзовские - это Paint It Black и Gimme Shelter. Не знаю почему - может позже пойму. Но пока у меня вот такое восприятие этих песен. Обе я считаю одними из лучших в их творчестве. Авторство песни принадлежит Киту и Мику, хотя вклад Кита, вероятно, был более значительным. Это ему пришла в голову основная идея композиции. Он же сочинил знаменитый гитарный рифф, пока Мик был занят на съемках фильма.
Далее говорит Кит Ричардс: Я написал Gimme Shelter в один мерзкий ненастный день, сидя в квартире Роберта Фрейзера на Маунт-стрит. Анита (гражданская жена Кита) снималась в "Представлении" - недалеко, но хрен я появлюсь на площадке, Бог знает, что там происходит. Я сильно не люблю Доналда Кэммелла (режиссер фильма) - чернушник и манипулятор, у которого в жизни была одна сильная любовь - гадить другим. Самая вредоносная сволочь из всех кого я встречал. Любил иногда поглумиться над Миком за его кентский акцент, а иногда и надо мной - дартфордской деревенщиной.
У Аниты раньше с ним были отношения. И ему явно доставляло удовольствие подпортить наши отношения. Это же была явная подлянка - Мик и Анита, играющие в фильме любовников. Я знал, что там что-то неладно. Без слов. И там у них была сцена в ванной. И Анита часто стала возвращаться домой поздно, ссылаясь на съемки. Стали просачиваться слухи о них с Миком. Но я с ними ничего не обсуждал. Я знал, что у Аниты было до меня (Кит увел ее у Брайана Джонса) и я был не очень ревнивый парень и смотрел на такие вещи цинично - я все время на гастролях. Неизвестно с кем она.
И вот я сидел и написал строчки - I feel the storm is threatening my very life today (Я чувствую эта буря грозит мне смертью). А потом еще дописал War, children, it's just a shot away (Война, дети,- до них всего лишь выстрел (на расстоянии выстрела)).
Был просто сильно хреновый день, за окнами хлестал дождь. Я сижу в квартире. А над Лондоном какая-то нечеловеческая буря. Я погрузился в это настроение, просто смотря их окон. Ветер вырывал зонты из рук людей. Ну и у меня родилась идея песни - иногда тебе вот так везет. День был мерзотный. Заняться было нечем. Но в тот самый момент я не думал, что моя женщина сейчас играет сцену с Миком Джаггером в ванной. У меня в мыслях была буря, которая тревожила чужие души. Просто песне повезло с моментом. Страшноватая вещь выходила. А ее аккорды - с повисающим звуком - съехать вверх по ладам на фоне гудящей ми. Это я просто забирался выше : ля мажор, си мажор, и потом: привет, а на чем мне закругляться? До-диез минор - о"кей. Это очень непривычная тональность для гитары. И все это результат случайности.
Есть люди, у которых цель - играть на гитаре. Есть другие люди и для них цель - получить определенный звук. Лично я охотился за звуком. То есть когда три-четыре парня с легкостью выдают что-то такое , где все на своих местах, всего хватает - и нот, и инструментов. Когда на тебя валит звук, сплошной вал с которым ничего нельзя поделать. Есть музыканты, которые используют двухструнную технику - то есть щиплют сразу две струны, вместо одной. Ноты бьются друг о друга, бренчат. У тебя что-то все время звенит поперек тона и гармонии.
В студии я подсоединял маленький кассетник к выносному динамику. Ставил магнитофон к динамику, чтобы звук получался пошире и поглубже. И фиксировал его на пленку. Это был базовый трек. Все считали, что я рехнулся, но позволяли мне играть со своими игрушками. Но я точно знал, что я могу добыть офигенный звук. Половина Gimme Shelter была сделана точно так - на кассетнике. Я накладываю гитару на гитару слоями. Кое-где на трех треках по восемь гитар. Пускаешь их все в замес".
А вот что Мик Джаггер сказал журналу Роллинг Стоун об этой песне и альбоме Let It Bleed:
"Это было очень жестокое время. Вьетнамская война. Жестокость на экранах, мародерство и пожары. Это была по-настоящему мерзкая война, и людям она не нравилась. Люди протестовали, и люди не хотели сражаться в ней… На самом деле, это что-то вроде песни о конце света. Это апокалипсис. Вся пластинка в таком духе."
Запись песни происходила в феврале-марте 1969 года в лондонской Olympic Studios. К работе была привлечена певица Мерри Клэйтон, которая записала свою вокальную партию осенью того же года в Лос-Анджелесе. Пригласить певицу для бэк-вокала этой песни было идеей продюсера Джимми Миллера. Идея пришла ему во время записи, среди ночи. Он позвонил своей знакомой певице. Она пришла, поднявшись с постели, в бигудях (со слов Джаггера) и спела.
“Gimme Shelter” вошла в пластинку “Let It Bleed” (1969). Журнал Rolling Stone включил композицию в список 500 величайших треков всех времен.
Песня звучит в огромном количестве известных художественных фильмов и телесериалов. Один только Мартин Скорсезе включил ее в саундтреки к трем своим шедеврам: «Хорошие парни», «Казино» и «Отступники». Интересно, что он не захотел использовать ее в документальной ленте “Shine the Light”, посвященной творчеству The Rolling Stones.
Лично мне нравится вот это исполнение на концерте - Лиза Фишер просто класс. Тактично позволяет Мику быть первым. Они вместе идеальный дуэт.
Жду ваших оценок. Не стесняйтесь. Даже можете поставить лайк, я не обижусь. И как всегда жду новых подписчиков.
Еще о Роллинг Стоунз можно прочесть у меня на страничке:
Концерт в Барселоне