Александровская колонна с парящим над городом бронзовым ангелом - неотъемлемая часть образа Петербурга. Невозможно представить, что эта скульптура могла быть иной или её могло не быть вовсе. А что бы было?
В самом первом варианте венчать колонну должен был православный крест без верхней перекладины, стоящий на шаре. Именно такой проект был утверждён императором Николаем Павловичем в 1829 году.
Однако на заседании Академии художеств было постановлено, что верхняя масса колонны "бедна в сравнении с основанием и даже самым стеблом". С этим замечанием согласился августейший заказчик и повелел дополнить навершие фигурой, поддерживающей крест.
Архитектор Огюст Монферран, который работал над проектом, предложил такой вариант: ангел в высоко поднятой правой руке держит крест, а в опущенной левой - пальмовую ветвь.
Монферран рекомендовал для работы скульптора Ивана Леппе. Он создал проект фигуры, который успел утвердить сам император и даже повелел изготовить по нему модель.
Несмотря на это комиссия кандидатуру Леппе отклонила. Пришлось Академии художеств объявить конкурс среди своих.
Участие приняли скульпторы Демут-Малиновский, Гальберг и Орловский. Да, интересно было бы увидеть их конкурсные работы, ведь ангел, который сейчас стоит на колонне, - совсем не тот, который тогда выбрали.
Надо сказать, что главный архитектор проекта не сдавался и параллельно с конкурсом предлагал императору свои варианты видения статуи. По его идеям были созданы такие эскизы: Александр Невский, Архангел Михаил, два ангела, три маленьких ангелочка.
Как вы думаете, какой проект из этих больше всего понравился Николаю I?
Я бы голосовала за Архангела Михаила, покровителя российской армии, топчущего ногой змею. Но император выбрал изображение двух ангелов.
Их бы сейчас, скорее всего, мы и видели на Александровской колонне, если бы Николай Павлович не прислушался к мнению специалистов, которые считали, что для художественного образа колонны будет лучше, если ее увенчает одна фигура, а не две.
Поиски композиции и пропорций продолжались. Хоть это и затянуло установку колонны на три года, но результат стоил того, чтобы ждать.
Выигравшему в конкурсе Академии художеств Борису Орловскому пришлось перерабатывать свой проект. За полтора года он выполнил 14 разных моделей в поисках идеальной. В итоге появился этот чудесный ангел, который понравился всем.
Приземлившись будто всего на мгновение, одной ногой ангел стоит на макушке колонны, а второй едва касается её. Склонив голову, он смотрит на людей. Перстом, поднятым вверх, как бы напоминает: "Сим победиши". Умирающая змея - символ побеждённого врага.
По желанию Николая Павловича, ангелу придали лик Александра I. Так скульптура, венчающая триумфальную колонну, стала символом благодарности не только правителю России, но прежде всего Промыслу Божьему, а сам Александр предстал в образе Ангела-Избавителя Европы.
В 1920-е годы на колонну планировали водрузить изваяние Ленина. Властям это казалось вполне логичным, ведь город уже назывался его именем, и Александровская колонна могла стать Ленинской. Если бы не мудрость и остроумие одного из архитекторов города.
Архитектор Лев Ильин на совещании горячо поддержал идею большевиков. Но доходчиво объяснил, что колонна является частью самого известного архитектурного ансамбля Ленинграда, нарушать который нельзя. Новая скульптура должна быть выполнена в том же стиле - значит, Ленина нужно изобразить в ампирных одеждах.
Когда власти живо представили вождя мирового пролетариата в тоге, лавровом венке и сандалиях, от своей идеи менять скульптуру они отказались.
И, к счастью, ангел остался на месте.
Другие рассказы о Петербурге здесь. Чтобы не пропустить новые, подпишитесь на мой канал. Благодарю за внимание!