Методика «Корректурная проба» (детский вариант)
Цель: исследование уровня устойчивости внимания.
Стимульный материал: предлагается карточка со стимульным материалом к методике «Корректурная проба» (детский вариант) (приложение 1).
Ход обследования: педагог предлагает карточку, на которой изображен стимульный материал к методике «Корректурная проба» (детский вариант) и озвучивает инструкцию.
Инструкция: «Посмотри, на этой карточке изображены предметы, тебе необходимо раскрасить все яблоки».
Обработка результатов. Высокий уровень – 3 балла (выполнил задание самостоятельно); средний уровень – 2 балла (задание выполнил с помощью педагога); низкий уровень –0‒1 балл (отказался выполнять задание; задание не смог выполнить даже с помощью педагога).
Методика «Лабиринт»
Цель: исследование уровня устойчивости внимания.
Стимульный материал: предлагается карточка со стимульным материалом к методике «Лабиринт» (приложение 2).
Ход обследования: педагог предлагает карточку, на которой изображен стимульный материал к методике «Лабиринт» и озвучивает инструкцию.
Инструкция: «Пройдя по дорожкам нужно понять какая из этих улиток живет на цветке».
Обработка результатов. Высокий уровень – 3 балла (выполнил задание самостоятельно); средний уровень – 2 балла (задание выполнил с помощью педагога); низкий уровень –0‒1 балл (отказался выполнять задание; задание не смог выполнить даже с помощью педагога).
Методика «Запомни пять картинок»
Цель: выявление уровня развития кратковременной зрительной памяти.
Стимульный материал: предлагается 5 простых предметных картинок (дом, птица, кукла, ягодка, машинка) (приложение 3).
Ход обследования: педагог раскладывает картинки и предлагает их запомнить не называя, после этого картинки убираются.
Инструкция: «Посмотри на картинки и запомни, что на них изображено. Я сейчас уберу картинки, а ты будешь мне их называть».
Обработка результатов. Высокий уровень – 3 балла (запомнил 3-5 картинок из предложенных); средний уровень – 2 балла (запомнил 2-3 картинки из предложенных); низкий уровень – 0-1 балл (запомнил 0-1 картинку из предложенных).
Методика «Какой предмет спрятался?»
Цель: выявление уровня развития кратковременной зрительной памяти.
Стимульный материал: две карточки: на одной из них изображены пять предметных картинок: мяч, солнышко, бабочка, яблоко, пирамидка; на другой некоторые предметы пропущены (приложение 4).
Ход обследования: педагог показывает первую карточку ребенку и предлагает запомнить то, что на ней изображено. Далее предлагает вторую карточку, на которой пропущены некоторые предметы и просит ребенка назвать их.
Инструкция: «Посмотри и запомни все предметы. Сейчас я покажу другую карточку, на которой некоторые предметы спрятались, назови какие».
Обработка результатов. Высокий уровень – 3 балла (назвал все пропущенные предметы); средний уровень – 2 балла (назвал 1 пропущенный предмет); низкий уровень – 0-1 балл (не смог назвать пропущенные предметы).
Методика «Заборчик»
Цель: исследование уровня развития мышления.
Стимульный материал: счетные палочки двух цветов.
Ход обследования: педагог раскладывает перед ребенком «заборчик» из счетных палочек двух цветов в комбинации 1:2 (например, одна желтая ‒ две красные) и предлагает ребенку продолжить строить заборчик самостоятельно, ориентируясь на образец педагога. Далее ребенку предлагается построить заборчик по памяти.
Инструкция: «Я начну строить заборчик: одна желтая ‒ две красные, одна желтая ‒ две красные. Продолжи строить заборчик. А теперь попробуй построить заборчик самостоятельно с самого начала».
Обработка результатов. Высокий уровень – 3 балла (выполнил задание самостоятельно, построили заборчик и по образцу и по памяти); средний уровень – 2 балла (задание выполнил только с помощью педагога); низкий уровень –0-1 балл (отказался выполнять задание; задание не смог выполнить даже с помощью педагога; смог построить заборчик по образцу с помощью педагога, по памяти не построил).
Методика «Четвертый лишний»
Цель: исследование уровня развития мышления.
Стимульный материал: предлагается карточка со стимульным материалом к методике «Четвертый лишний» (приложение 5).
Ход обследования: педагог предлагает карточку, на которой изображен стимульный материал к методике «Четвертый лишний» и озвучивает инструкцию.
Инструкция: «Посмотри, на этой картинке один предмет лишний. Покажи какой и объясни свой выбор».
Обработка результатов. Высокий уровень – 3 балла (выполнил задание самостоятельно, объяснил свой выбор); средний уровень – 2 балла (задание выполнил самостоятельно, но объяснить свой выбор не смог); низкий уровень –0‒1 балл (отказался выполнять задание; задание не смог выполнить даже с помощью педагога).