Найти тему

Методики на исследование познавательной сферы у младших школьников с задержкой психического развития

Оглавление

Методика «Корректурная проба» (детский вариант)

Цель: исследование уровня устойчивости внимания.

Стимульный материал: предлагается карточка со стимульным материалом к методике «Корректурная проба» (детский вариант) (приложение 1).

Ход обследования: педагог предлагает карточку, на которой изображен стимульный материал к методике «Корректурная проба» (детский вариант) и озвучивает инструкцию.

Инструкция: «Посмотри, на этой карточке изображены предметы, тебе необходимо раскрасить все яблоки».

Обработка результатов. Высокий уровень – 3 балла (выполнил задание самостоятельно); средний уровень – 2 балла (задание выполнил с помощью педагога); низкий уровень –0‒1 балл (отказался выполнять задание; задание не смог выполнить даже с помощью педагога).

Рис. 1 - Приложение 1
Рис. 1 - Приложение 1

Методика «Лабиринт»

Цель: исследование уровня устойчивости внимания.

Стимульный материал: предлагается карточка со стимульным материалом к методике «Лабиринт» (приложение 2).

Ход обследования: педагог предлагает карточку, на которой изображен стимульный материал к методике «Лабиринт» и озвучивает инструкцию.

Инструкция: «Пройдя по дорожкам нужно понять какая из этих улиток живет на цветке».

Обработка результатов. Высокий уровень – 3 балла (выполнил задание самостоятельно); средний уровень – 2 балла (задание выполнил с помощью педагога); низкий уровень –0‒1 балл (отказался выполнять задание; задание не смог выполнить даже с помощью педагога).

Рис. 2 - Приложение 2
Рис. 2 - Приложение 2

Методика «Запомни пять картинок»

Цель: выявление уровня развития кратковременной зрительной памяти.

Стимульный материал: предлагается 5 простых предметных картинок (дом, птица, кукла, ягодка, машинка) (приложение 3).

Ход обследования: педагог раскладывает картинки и предлагает их запомнить не называя, после этого картинки убираются.

Инструкция: «Посмотри на картинки и запомни, что на них изображено. Я сейчас уберу картинки, а ты будешь мне их называть».

Обработка результатов. Высокий уровень – 3 балла (запомнил 3-5 картинок из предложенных); средний уровень – 2 балла (запомнил 2-3 картинки из предложенных); низкий уровень – 0-1 балл (запомнил 0-1 картинку из предложенных).

Рис. 3 - Приложение 3
Рис. 3 - Приложение 3

Методика «Какой предмет спрятался?»

Цель: выявление уровня развития кратковременной зрительной памяти.

Стимульный материал: две карточки: на одной из них изображены пять предметных картинок: мяч, солнышко, бабочка, яблоко, пирамидка; на другой некоторые предметы пропущены (приложение 4).

Ход обследования: педагог показывает первую карточку ребенку и предлагает запомнить то, что на ней изображено. Далее предлагает вторую карточку, на которой пропущены некоторые предметы и просит ребенка назвать их.

Инструкция: «Посмотри и запомни все предметы. Сейчас я покажу другую карточку, на которой некоторые предметы спрятались, назови какие».

Обработка результатов. Высокий уровень – 3 балла (назвал все пропущенные предметы); средний уровень – 2 балла (назвал 1 пропущенный предмет); низкий уровень – 0-1 балл (не смог назвать пропущенные предметы).

Рис. 4 - Приложение 4
Рис. 4 - Приложение 4

Методика «Заборчик»

Цель: исследование уровня развития мышления.

Стимульный материал: счетные палочки двух цветов.

Ход обследования: педагог раскладывает перед ребенком «заборчик» из счетных палочек двух цветов в комбинации 1:2 (например, одна желтая ‒ две красные) и предлагает ребенку продолжить строить заборчик самостоятельно, ориентируясь на образец педагога. Далее ребенку предлагается построить заборчик по памяти.

Инструкция: «Я начну строить заборчик: одна желтая ‒ две красные, одна желтая ‒ две красные. Продолжи строить заборчик. А теперь попробуй построить заборчик самостоятельно с самого начала».

Обработка результатов. Высокий уровень – 3 балла (выполнил задание самостоятельно, построили заборчик и по образцу и по памяти); средний уровень – 2 балла (задание выполнил только с помощью педагога); низкий уровень –0-1 балл (отказался выполнять задание; задание не смог выполнить даже с помощью педагога; смог построить заборчик по образцу с помощью педагога, по памяти не построил).

Методика «Четвертый лишний»

Цель: исследование уровня развития мышления.

Стимульный материал: предлагается карточка со стимульным материалом к методике «Четвертый лишний» (приложение 5).

Ход обследования: педагог предлагает карточку, на которой изображен стимульный материал к методике «Четвертый лишний» и озвучивает инструкцию.

Инструкция: «Посмотри, на этой картинке один предмет лишний. Покажи какой и объясни свой выбор».

Обработка результатов. Высокий уровень – 3 балла (выполнил задание самостоятельно, объяснил свой выбор); средний уровень – 2 балла (задание выполнил самостоятельно, но объяснить свой выбор не смог); низкий уровень –0‒1 балл (отказался выполнять задание; задание не смог выполнить даже с помощью педагога).

Рис. 5 - Приложение 5
Рис. 5 - Приложение 5

Рис. 6 - Приложение 5
Рис. 6 - Приложение 5

Рис. 7 - Приложение 5
Рис. 7 - Приложение 5