Попариться в древнем хаммаме, прокатиться на кораблике по Босфору, спуститься в самое атмосферное подземелье и еще три идеи, как провести уикенд.
Все новые страны открывают свои границы для путешественников. Но если вас не тянет в экзотическую Танзанию или дорогую Англию, есть беспроигрышный вариант — гостеприимная Турция. Для тех, у кого она ассоциируется только с отелями all inclusive, пришло время узнать страну получше. Для этого отправляйтесь на выходные в Стамбул!
Город на берегу Босфора покорит роскошью дворцов и мечетей, полуразрушенными акведуками и модными европейскими кафе, соленым морским ветром и ароматными бубликами симит. Пока одни города тускнели, а другие — умирали, Стамбул торговал и сражался, горел и восставал из пепла.
Выбрали шесть идей для турецкого уикенда из книги путешественницы и востоковед Марии Кичи «Стамбул».
Полюбоваться городом с высоты Галатской башни
Галата — один из старейших районов Стамбула. Изначально он был генуэзской колонией. Главную постройку — знаменитую башню — генуэзцы возвели в 1348 году для контроля над Босфором и назвали башней Христа.
После падения Константинополя в 1453 году она служила маяком, пожарной каланчой, обсерваторией и тюрьмой. В 1638 году инженер-изобретатель Хезарфен Ахмед Челеби перелетел с крыши башни на азиатский берег Босфора на самодельных крыльях. За этот полет он получил прозвище «турецкий Икар» и вошел в историю как один из пионеров авиации.
В 1960-х годах Галатскую башню оборудовали для туристов. Как и 700 лет назад она, будто гигантский карандаш, возвышается над спичечными коробками старых домиков района Бейоглу. Сегодня на первом этаже башни продают сувениры, а на верхних — находятся ресторан и смотровая площадка, откуда открывается вид на Стамбул с высоты птичьего полета.
Побывать в гареме дворца Топкапы
Топкапы — самая известная государственная резиденция на Востоке. Она стала домом для 25 султанов. Дворец стоит на вершине холма, откуда открывается вид на Босфор, Принцевы острова, бухту Золотой Рог и Мраморное море. Само местоположение дворца говорило о том, что всесильные падишахи контролируют Европу и Азию.
В период расцвета империи площадь Топкапы со всеми садами и постройками составляла более 700 000 кв.м. На этой территории легко мог бы разместиться Ватикан!
В самом дворце время давно застыло. Гуляя по территории Топкапы, можно выйти на террасу, с которой Мурад IV ради забавы стрелял из лука по людям в проплывающих мимо лодках. Или найти пушку, которую сберегли в память о полете Лагари Хасан Челеби в 1633 году. Храбрец уселся на ракету, фитиль подожгли — и авиатор взлетел на высоту 300 метров. Он удачно приземлился в Мраморное море и доплыл до берега.
Самая известная постройка Топкапы — гарем. Исторически он находился за пределами султанской резиденции, чтобы наложницы не отвлекали своего господина от дел. Но Сулейман I по настоянию Роксоланы перенес его в Топкапы.
Очистить тело и мысли в хаммаме Чемберлиташ
Знаменитый османский архитектор Синан построил хамам в 1548 году для престарелой Нурбану — жены Селима II. Баня была воистину султанской: светлая и просторная, с белыми мраморными скамьями, золотыми кранами и мозаичным полом. Нурбану проводила здесь целые дни, умащая увядающее тело благовониями. Но это не помогало: в отсутствие супруги Селим веселился в хаммаме с молодыми наложницами.
Баня в Чемберлиташе работает более 400 лет. Табличка у входа напоминает, что в XVIII веке хаммам посетил Моцарт. В Стамбуле он собирал материал для оперы «Похищение из сераля» и записывал боевые мелодии янычарских оркестров. Одна из них легла в основу знаменитого «Турецкого марша».
Прикоснуться к истории в соборе Айя-София
Храм был задуман как мировой центр христианства и обошелся византийскому императору Юстиниану в три годовых дохода страны. Над собором ежедневно в течение пяти лет работали десять тысяч человек. Лучшие материалы везли со всех концов империи. В Константинополь нескончаемым потоком стекались искусные каменотесы, плотники, скульпторы, художники и ювелиры. Когда османы захватили византийскую столицу, к собору наспех достроили деревянный минарет и водрузили на его купол полумесяц вместо креста.
Каждый сантиметр в Айя-Софии, каждый мазок краски и выбоина в камнях — подлинная, осязаемая история. Подобно гигантскому зеркалу, храм отражает все, что творилось в Стамбуле на протяжении двух тысяч лет.
На его стенах и колоннах видны граффити, вырезанные крестоносцами и паломниками. На каменных парапетах — скандинавские рунические надписи, сделанные нормандскими гвардейцами. Самые большие двери собора, по легенде, сделаны из древесины, взятой от Ноева ковчега. В наши дни перед их гигантскими створами совершают утренний намаз торговцы, считая, что это принесет им прибыль.
Под куполом Айя-Софии висят 8 круглых щитов, обтянутые ослиной кожей и исписанные изречениями из Корана. Это самые крупные образцы исламской каллиграфии в мире и еще один символ османского владычества над побежденной Византией.
Собор был церковью 916 лет, мечетью — 418 лет. А в 1935 году по приказу первого президента Турции Ататюрка Айя-Софию превратили в музей. Однако 10 июля 2020 года действующий президент Реджеп Эрдоган аннулировал приказ Ататюрка. Айя-София вновь стала мечетью.
Прокатиться на корабле по Босфору
Побывать в Стамбуле и не прокатиться по Босфору — все равно что не попробовать в Италии мороженое или не спуститься в лондонское метро. Словом, это противоестественно.
Название пролива переводится с греческого как «коровий брод». Согласно мифу, Зевс пытался укрыть свою очередную возлюбленную — красавицу Ио — от гнева законной супруги Геры и превратил девушку в корову. Ио удалось сбежать, но разъяренная богиня наслала на соперницу слепней. Спасаясь от них, измученная Ио пересекла сначала море, а затем пролив между Европой и Азией — и вышла на берег в районе Кадыкея.
На берегах Босфора восточная и западная культуры переплетаются в архитектуре домов, построенных знатными османскими семьями. Самые удивительные здания — это ялы, деревянные особняки XVII–XIX веков. Помимо них, султаны возводили вдоль Босфора величественные дворцы в стиле барокко и многочисленные посольства. Оценить масштабы застройки и полюбоваться архитектурой можно в неспешной прогулке на кораблике по проливу.
Спуститься в подземелье цистерны Базилика
Мистический полумрак. Триста тридцать шесть колонн, привезенных из языческих храмов Малой Азии. Карпы, плавающие в холодной помутневшей воде. Приглушенные голоса туристов, отдающие гулким эхом под древними сводами. Все это крупнейший подземный резервуар Стамбула и один из наиболее атмосферных памятников города — цистерна Базилика.
Строительство цистерны началось в IV веке при Константине I. Тогда здание планировалось как базилика с садом и длинной колоннадой. Позже, при Юстиниане Великом, ее окончательно превратили в водохранилище. Цистерна не раз уходила под землю, словно прячась от османских завоевателей. После падения Византии Стамбул разрастался прямо над ней — турки возводили мечети, прокладывали дороги, торговали, любили и умирали, даже не догадываясь, что под их ногами находится удивительный памятник уничтоженной ими цивилизации.
Так продолжалось без малого век, пока в 1553 году французский археолог Пьер Жиль не открыл цистерну как для западных любителей истории, так и для самих турок.
Еще больше об истории столицы великих империй читайте в книге Марии Кичи «Стамбул». Купить книгу можно по ссылке.