«Водоворот» - третий оригинальный проект, выпущенный «Кинопоиском», - наиболее эффектный визуально и беспомощный сюжетно. Сам сервис называет «Водоворот» ответом «Настоящему детективу», однако режиссер сериала Андрей Загидуллин мягко заметил, что «амбиций отвечать не было» и «если и получилось похоже, то это неосознанно».
Параллели с «Настоящим детективом» можно провести разве что тематические - в «Водовороте» четверка следователей тоже имеет дело с таинственными ритуальными убийствами. В коллекторе, стены которого расписаны кровавыми символами, находят тела подростков. О пропаже этих ребят никто не заявлял, да и вообще выясняется, что трудных подростков и малолетних наркоманов в городе похищают пачками. Бравые детективы берутся за дело, которое усугубляет пропажа дочери руководителя следственной группы.
Следователей играют Владимир Вдовиченков, Юлия Мельникова, Аристарх Венес и Владислав Абашин. Все главные герои - люди очень непростой судьбы (видимо, так персонажей хотели сделать более сложными и противоречивыми). Чтобы отразить бэкграунд персонажей, актеры все время вынуждены быть на сложных щах (иначе не скажешь!) и неестественно произносить пафосные реплики. Диалоги вообще сложно воспринимать всерьез: все время хочется крикнуть «Не верю!» или засмеяться в самый ответственный момент.
Симпатии эти герои совершенно не вызывают, даже когда озвучивают правильные (но такие фальшивые) монологи о семье или добре и зле.
В отличие от опытных актеров, молодежь в «Водовороте» весьма органична. Например, проводница зрителей в мир никому не нужных подростков - жертва домашнего насилия с выбеленными волосами Муха (Алена Михайлова из «Чик»).
Отдельного упоминания достоин главный злодей всея «Водоворота» - Матас (Игорь Миркурбанов). Такого персонажа ожидаешь встретить в каком-нибудь фэнтези, но не на улицах стилизованной Москвы. Демонический мужик в черном-черном балахоне с капюшоном на черном-черном внедорожнике, похищающий детишек и бормочущий что-то про водоворот.
Что такое этот самый водоворот понятно лишь на уровне метафор. Хотя сценарист Андрей Стемпковский объясняет, что это «символ воронки, зла, овладевающего миром, дыры на месте сердца».
Визуальный водоворот появляется в сериале еще в заставке - это снятые с коптера переплетающиеся эстакады. Смотрится стильно (визуальные решения в сериале крутые), но из-за того, что подобные планы повторяются примерно раз в 10 минут, красота быстро приедается.
Хотя события разворачиваются в Москве, здесь это весьма условный нуарный давящий город неоновых огней, злых людей и стильных притонов. Атмосферный Готэм отечественного производства.
Сюжет развивается динамично: погони, убийства, драки. В одну кучу намешаны странный культ, медицинские опыты на людях, наркотики, домашнее насилие, смертоносные подростковые паблики... Сами по себе темы острые, но в таком сочетании вызывают лишь недоумение. Есть ощущение, что создатели так очаровались вседозволенностью работы для интернета - с шокирующими сценами, наркотиками и матом, что про содержание, здравый смысл и логику они немного забыли. И это главная претензия к «Водовороту».
По жанру «Водоворот» тоже оказывается каким-то винегретом: не достоверная психологическая драма, но и не чистый нуар; при всей клиповости и условности история не выходит на уровень абстрактных обобщений.
От «Водоворота» веет тотальной безнадегой: все герои плохие, несчастные, без единого шанса на перемены и спасение. Ту мач даже для нуара, хотя для зрителей, привыкших к российским новостям, потрясением не станет.