Читая биографию Айвазовского, задумалась: насколько художник горел своим творчеством. Несмотря на трудности, которые периодически вставали на его жизненном пути, Айвазовский продолжал создавать свои полотна. Его трудолюбие приводило всех окружающих людей в восторг и каждый старался чем то ему помочь. Ведь всем известно, что человек работящий — он завсегда пользуется уважением и поддержкой коллег, а вот тот, кто высокого о себе мнения и не даёт другим спокойно творить, в конце концов получает по заслугам.
Вспоминается такая история. В 1835 году в Петербург приехал знаменитый французский живописец Филипп Таннер. Император Николай I видел его картины на морской сюжет и пригласил погостить в России, ну и заодно изобразить русские военные порты. Для помощи в работе над пейзажами к Таннеру определили талантливого юношу Гайвазовского. Дело в том, что в то время считалось вполне нормальной такая схема: в основе своей пейзаж пишет ученик, а мэтр наносит финальные штрихи и подписывает работу своим именем. Но Таннер не хотел доверять Гайвазовскому свои пейзажи, так как боялся того, что тот подсмотрит секреты письма и будет в будущем их использовать в своём творчестве. Поэтому живописец просил Гайвазовского натягивать ему холсты, мыть кисти и растирать краски, но на время работы, когда мэтр писал морской пейзаж, Таннер отсылал Ивана рисовать виды Петербурга, необходимые ему для выполнения своих многочисленных заказов.
И это при том, что Гайвазовский на тот момент уже был известен всему Петербургу как талантливый студент Академии Художеств.
Иван был очень подавлен таким отношением к себе. Он не ожидал, что известный живописец будет относиться к нему как подмастерью, а не как коллеге. Юноша был подавлен этим настолько, что в конце концов заболел. Об этом узнал президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин, который был потрясён положением дел. Он забрал больного Гайвазовского к себе в имение, где юноша, восстановив здоровье, начал писать свой первый морской пейзаж. Увидев готовую картину, Оленин решил выставить её на выставку в 1836 году. На академической выставке висело пять картин Гайвазовского, среди которых были «Этюд воздуха над морем» и «Вид на взморье в окрестностях Петербурга». Таннер после посещения выставки пришёл в ярость, его стала снедать злоба. Он понимал, что Иван превосходит его в таланте. Француз отправился к царю и пожаловался на самостоятельное и независимое поведение своего ученика. В те времена было так: если ты прикреплён учеником к мэтру живописи, то не имеешь права без его ведома писать картины. Обязательно надо было соблюдать субординацию: сначала показать этюд мэтру, к которому посчастливилось оказаться прикреплённым, затем своим педагогам, и только после двойного одобрения можно начинать писать полотно. А юноша, не ставя в известность «вышестоящего» наставника, начал писать самостоятельно картины, сразу несколько, и более того, получил серебряную медаль второго достоинства за картину «Этюд воздуха над морем». Николай I не стал разбираться в настоящих причинах недовольства французского художника и самостоятельности его юного подопечного, а просто тут же через флигель-адъютанта приказал снять картины Гайвазовского с выставки.
Это был сильнейший удар по самолюбию Гайвазовского. И кроме того, Иван понимал, что из‑за такого громкого скандала его картины в одну минуту перестанут пользоваться спросом, а ведь он только недавно перестал голодать, поскольку его работы стали понемногу покупать любители живописи. Более того ему грозило, отчисление из академии, а эта мысль для художника была просто невыносима. В этот непростой период его поддерживали самые известные личности нашей страны: Жуковский, Пушкин, Крылов, Брюллов, Глинка и многие другие. Брюллов уже при первой встрече похвалил юношу: «Я видел ваши картины на выставке и вдруг ощутил на губах солёный вкус моря. Такое со мной случается лишь тогда, когда я гляжу на картины Сильвестра Щедрина. И я начинаю думать, что место Щедрина уже недолго будет пустовать. Видно, что вы одарены исключительной памятью, сохраняющей впечатления самой натуры. Это важно для истинного художника».
Оленин стал хлопотать за своего студента перед царём, уверяя, что Гайвазовский написал картины для осенней выставки по его инициативе. Профессор академии Александр Иванович Зауервейд смог рассеять гнев царя, так как пользовался уважением в царской семье: он был учителем рисования у царских дочек, и его слово имело вес при дворе. Николай I приказал доставить в Зимний дворец картину «Этюд воздуха над морем» и остался в восторге от неё. Он повелел выдать художнику 1000 рублей и назначил его сопровождать великого князя Константина Николаевича в летнее практическое плавание по Балтике.
После разрешения скандала Гайвазовского причислили к классу батальной живописи Зауервейда. Для занятий морской военной живописью в академии ему была предоставлена мастерская. А в апреле художник был официально прикомандирован в качестве художника на корабли Балтийского флота и отправился в своё первое плавание по Финскому заливу и Балтийскому морю.
А Таннера за неподобающее поведение попросили покинуть Россию.
Как говорится: «Не рой другому яму — сам в неё попадёшь». Интриговавший против Ивана француз бесславно вернулся к себе, а наш герой оказался там, где и должен оказаться человек, понимающий, что важнее ежедневного труда нет иного выхода из неприятностей. Только двигаясь вперёд мы можем получить результат, и оказаться на гребне успеха и признания.