Наталия ШАВШУКОВА
В принципе, я оптимист. Рано или поздно все будет хорошо. Вопрос — когда и какой ценой?
Год назад на выборах в Мосгордуму оппозиция победила. Если бы не фальсификации, не было бы никакого большинства у ЕР. Даже после снятия многих ярких кандидатов результат получился впечатляющим. Тогда же оппозиция неплохо показала себя в Питере, Ейске, других городах.
Три года назад была победа на муниципальных выборах в Москве.
Сейчас нам по инерции все еще кажется, что разумный путь заключается в том, чтобы идти через муниципалитеты и региональные парламенты дальше на федеральный уровень.
Потренировались в деревне — взяли район, потренировались в районе — взяли округ в региональный парламент, потом еще подтянулись и подкачались, пошли и взяли округ в ГД, пост мэра или губернатора.
Сейчас, после снятий в Нижнем Новгороде, Татарстане, других регионах и городах, после давления и обысков, после истерики со списками Умного голосования, понятно, что стратегия мирного участия зашла в тупик.
Посмотрим, что останется в Новосибирске, Томске, Краснодаре, Балашихе, но есть ощущение, что если кандидаты и останутся, то подсчитать нормально все равно не дадут.
Нас не пропустят не то, что в Москве — в деревне Осиново обыщут, посадят, снимут, а потом догонят и еще раз обыщут.
С нами играли в демократию, когда мы были меньшинством. Сейчас с нами играть опасно.
Поддержки у ЕР и Путина уже нет и не будет. Поддержки у условных наших пока мало, но она растет.
Играть в муниципальные выборы, полусистемную оппозицию, диалог, участие в эфирах недружественных СМИ можно, когда есть с кем играть. С той стороны игра закончена.
Система устойчива, когда она сама включает режим разморозки — здесь вам не весна, но хотя бы оттепель, когда абсорбирует недовольных как она делала до последнего времени — либо перекупает и сажает в ГД через ОНФ либо консервирует в полусистемных партиях, а им, в свою очередь, держат у носа морковку, что в следующий раз уж точно возьмут в ГД, честно-честно. Осмысленно играть, когда, с той стороны есть хитрая, но умная сволочь, которой нужно создать либо видимость демократии для западных партнеров либо есть понимание необходимости выпускания пара и постепенных реформ «под присмотром, естественно».
В нулевые логика власти была понятна — у них там профессионалы, не мешайте им со своими доморощенными активистами заниматься серьезными делами и делать реформы, ваши вопли о демократии никому не интересны, людям нужны новые дома, машины, магазины и хорошие зарплаты, бизнес должен развиваться, экономика цифровизоваться. Да здравствует эффективный менеджмент, долой леваков-популистов.
История понятная, когда есть пресловутые две башни и грызня охранителей с либералами, и за теми либералами — 5, максимум 10 процентов поддержки.
Осмысленно играть в выборы, когда с другой стороны — Think tanks, Институт Гайдара, Вышка, КГИ, ИНСОР. Когда внутри остаются те, кто пишет стратегии 20, 30, 50, проводит форумы, готовит закрытые доклады, тайно, но эффективно обыгрывает силовиков в аппаратной борьбе, продолжает жить верой в «дней Александровых прекрасное начало», да хоть бы и в «русского Пиночета».
Путинская система продержалась так долго за счет инерции медведевской оттепели, теперь она окончательно исчерпана.
Мы сделали круг от Болотной в сторону Охотного ряда, по дороге обзавелись пиджаками, галстуками, научились рассуждать про бюджеты и госуправление, а потом нарвались на кордон и вернулись обратно.
Нас выдавливают на улицу, нам навязывают силовой сценарий — ровно как и белорусам.