Найти тему

Можно ли сбить летящий самолёт ручной гранатой?

Чтобы написать эту небольшую статью, пришлось пересмотреть кучу справочников и кинохроники. Мне и самому было интересно разобраться, и, думаю, вам тоже будет полезно узнать то, чем готов поделиться.

Начнём с того, что на войне, да и в жизни бывают самые невероятные истории. Но, чаще всего всё самое удивительное происходит случайно, а во-вторых, есть случаи, когда рассказанное противоречит здравому смыслу и законам физики. И второе, но мой взгляд, важнее.

Историю о том, как боец Григорий Жидовский сбил гранатой РГД-33 пикирующий бомбардировщик Ju.87 можно легко найти в Интернете. Причём с массой подробностей. Указана дата 29 августа 1941 года, указано, что служил он переводчиком в штабе 62-го стрелкового корпуса. Описывается, что «Юнкерсы» бомбили мост через реку Торопу, для чего построились в «карусель» и по очереди заходили на мост (причём, всегда неудачно), а выходя из пике, проносились на бреющем полёте и стреляли из пулемётов. Даже указано, что сбил он самолёт гауптмана Антона Кайля, причем рассказано даже о впечатлениях самого немецкого лётчика, который, если не ошибаюсь, погиб.

Способ борьбы с немецкой «Штукой» сорокалетний бывший учитель выбрал следующий: он привязал к гранате РГД-33 ремень от своей винтовки, и, как из пращи, бросил всё связку на пути выходящего из пике «Юнкерса». Ремень намотался на винт самолёта и граната от удара взорвалась. По другой версии граната просто взорвалась рядом.

Единственный источник описания этого необычного подвига — армейская газета. Никаких документов нет, все участники и свидетели вскоре погибли. Что касается немецкого лётчика, то как я понимаю, он действительно в тот день не вернулся из полёта.

Давайте немного разберём описанную ситуацию.

Столь часто описываемая «карусель», когда пикировщики встают в круг и один за другим заходят на цель, действительно иногда использовалась, но есть одно «но». Пикирующий бомбардировщик Ju.87 не заходил на цель и не бомбил её по несколько раз. Поскольку он нёс лишь одну бомбу. Правда, на крыле иногда подвешивались бомбы малого калибра, но, как я понимаю, они сбрасывались обычно вместе с основной. Во всяком случае, вылетая на бомбежку моста, «Штукам» было важнее взять бомбы как можно более тяжелые, а лишний вес на внешней подвеске в этом случае был совсем не нужен.

Ещё один момент, Ju.87 действительно использовал пулемёты, но делалось это до сброса бомбы. В Интернете есть много видео, где это показано. Стрелять же, как описано в обсуждаемой нами истории, после выхода из пике пилоты физически не могли. Выход из пике был связан с такими перегрузками, что делал это установленный на самолёте автомат пикирования Abfanggerat, а пилоты бывало, что и теряли сознание. Во всяком случае им было явно не до стрельбы.

Сброс бомбы при пикировании производился на высоте не ниже 400-450 м, скорость при этом доходила до 600 км/час. Я так нигде не нашёл данных, на какой же высоте «Штука» полностью выходила на горизонтальный полёт. Однако просмотрев много видео, где показано как «Юнкерсы» бомбят и выходят из пике, а также видео из кабины самолёта, где тот же процесс показан, пришёл к выводу, что высота была не менее сотни метров. Конечно, в боевой обстановке могло всякое случится, и «Штуки» втыкались в землю, а возможно и выворачивали на высоте в пару десятков метров. Но в стандартной ситуации такого не должно было случаться. Кстати, знаменитые сирены «Юнкерсов» предназначались не для того, чтобы врагов пугать, а показывать пилоту, когда надо выходить из пике.

Теперь давайте рассмотрим историю с пращой и гранатой.

Для начала, стоит сказать, что если человек не имел опыта работы с пращой, то далеко забросить, а тем более куда-то попасть ему будет крайне сложно.

Привязав ремень к гранате, боец, конечно, увеличил силу броска, но одновременно и утяжелил полукилограммовую железяку, а также сильно ухудшил её аэродинамику. Если этот 40-летний учитель немецкого языка был в хорошей спортивной форме, то всю связку он мог бы подбросить вверх метров на тридцать. То есть примерно на седьмой этаж… хотя может я и слишком высоко оцениваю, экспериментов я не проводил.

Далее надо было подбросить всю связку так, чтобы она оказалась на пути летящего самолёта. Скорость полёта гранаты можете сами себе представить, скорость полёта «Штуки» не менее 60-80 м/сек. Учитывая расстояния на которых это всё происходит, то относительные скорости таковы, что решить такую задачу не реально: с 99,9999…% вероятностью или граната упадёт раньше, или самолёт пролетит быстрее.

Мне приходилось пытаться решать более простые задачи, наводя зенитное орудие на самолёт, летящий на высоте в несколько сот метров. И даже с помощью специального зенитного прицела это был крайне сложной задачей. Подбить же летящий на высоте в полсотни метров на большой скорости самолёт даже сегодняшняя электроника не поможет.

И это ещё при том, что самолёт пролетит точно над головой бойца, что маловероятно. А отклонение даже в пару десятков метров делает всё невозможным.

И ещё. Попробуйте представить, что делаете тот же бросок, что и боец Жидовский. Конечно, можно и почти без замаха, но вообще-то правильнее два-три раза крутануть и только потом кидать. Попробуйте сами изобразить этот процесс и засечь время. Получается почти три секунды. А запал у гранаты РГД-33 горит 3,5-4 секунды. Повезёт если при таком способе бросания, она не взорвётся в метре от бросавшего. Хотя ещё более вероятно, что граната при таком броске не взорвётся вообще. Запал у гранаты же должен начать гореть, а делает он это в момент, когда боец замахивается: именно тогда ударник соскакивает с боевого взвода и накалывает капсюль. Как-то мне сложно представить этот процесс в случае, если гранату привязывают ремнём и раскручивают: тут зависит куда привязать и сделать это надо очень грамотно.

Учитывая всё вышенаписанное, можно, конечно, предположить, что немецкий самолёт вышел из пикирования совсем у земли, метрах в двадцати, и пролетал на самоё головой бойца, а тот сумел подкинуть гранату на очень большую высоту и она взорвалась в нужный момент достаточно близко к самолёту.

Но в этой история можно уверенно сказать одно: подкинув над головой гранату, даже если её удастся «запулять» аж на три десятка метров, тот кто это сделал гарантировано получит несколько из двух тысяч её осколков. И это ещё в случае, если с гранаты снята «рубашка» и она используется как наступательная. В оборонительном варианте будет ещё хуже. Эксперименты с подкидыванием над головой гранаты ничем не отличаются от других надёжных способов самоубийства.

Я совершенно не хочу ничем обидеть бойца Жидовского, вечная ему память. Он воевал и геройски погиб. Не знаю, как именно погиб, но для меня все павшие на войне, чтобы мы с вами жили — Герои.

В статье же мне было интересно разобрать именно технические вопросы, и кое-что новое при её написании я точно узнал для себя. Надеюсь и вы тоже.

А ещё порекомендую вам мою статью:

Правда о «широнинцах»