Продолжаем тему необычного маркетинга. В одной из наших прошлых статей мы говорили о шоковом маркетинге и о том, как с помощью него лидеры мнений продают самые странные вещи.
Сегодня мы обсудим нательный маркетинг – размещение рекламы на телах с помощью татуировок.
Нательный маркетинг зародился еще в 90-х, когда американец Билли Гибби решил продать свое тело рекламодателям. Билли стал первым представителем явления skinvertising (skin – кожа, advertising – реклама). Сейчас на его теле насчитывается 38 логотипов брендов, из которых половина уже не существует.
Спустя 30 лет явление набрало обороты. Сегодня такие известные компании, как Reebok, Warner Music, Airberlin используют тату-акции для продвижения своего бренда.
Герои-скинвертайзеры, о которых пойдет речь ниже, нашумевшие примеры нательной рекламы. Такой метод продвижения неоднозначен: кампания может сработать, а может принести репутационные проблемы бренду, как в случае с Domino’s Pizza. Но в любом случае привлечение внимания гарантировано.
Реклама лицом
Кэролайн Уильямс из США – один из ярких примеров нательного маркетинга. В 2005 году молодая мать из штата Юта продала место на своем лбу за 10 000 долларов онлайн-казино GoldenPalace.com. По словам женщины, деньги были необходимы для оплаты частной школы сына. Дальнейшая судьба татуировки неизвестна, но по контракту ее нельзя было сводить последующие 3 года.
Биг Мак и Биг Кинг: тату-апгрейд
Макдональдс и Бургер Кинг как Бэтмен и Джокер в мире фастфуда. О противостоянии двух брендов можно слагать легенды. Мы уже писали о том, как Бургер Кинг «достает» Макдональдс и этот пример тату-рекламы еще одно подтверждение маркетинговой войны.
В 2015 году команда Бургер Кинг пригласила пять поклонников сети Макдональдс на дегустацию нового бургера. Приглашенных выбрали не случайно. Каждый из них когда-то набил татуировку Биг Мака – известного бургера Макдональдс.
Людям предложили сделать тату-апгрейд и заменить Биг Мак на ведущий бургер Бургер Кинга – Биг Кинг. Четверо из пяти участников акции согласились.
Используя этот факт, Бургер Кинг выпустили специальный ролик, посвященный процессу «ребрендинга».
Додо Пицца: скидка за тату
В 2017 году пиццерия «Додо Пицца» в Тольятти запустила акцию: «Сделай тату с логотипом компании и получи пожизненную скидку». Местный житель не стал упускать свой шанс и сделал татуировку с брендом. Компания сдержала обещание и подарила пожизненную скидку в 15 %, добавив в качестве бонуса 3 больших пиццы. Тату-акцию в качестве инфоповода осветили многие издания, что принесло сети бесплатный пиар.
Domino’s Pizza и долги по НДФЛ
Domino’s Pizza решили пойти по стопам конкурента и устроить похожую тату-акцию. Правила конкурса были просты: сделать татуировку с логотипом бренда и разместить в соцсетях с хэштегом: «Domino's навсегда». Взамен пиццерия пообещала каждому участнику сертификат на пожизненную бесплатную пиццу. Неплохо, да?
Точно так же подумали и любители пиццы. Количество участников зашкалило и компания решила сократить число победителей до 350.
На этом халявная история закончилась и начался бюрократический сюр. Спустя год каждому победителю пришел квиток о задолженности по НДФЛ на сумму 4000 рублей. В письме значилось, что «задолженность возникла в связи с получением дохода в натуральной форме». Бесплатная пицца оказалась доходом участника акции, а с любого дохода, как известно, нужно платить налог. Вот такой неожиданный долговой круг. Также участников обязали посещать пиццерию 30 раз в год и писать хвалебные отзывы в соцсетях, что окончательно возмутило победителей.
Для устранения народного негодования компания убрала возможность получения «бесплатной» пиццы и установила минимальную стоимость – 150 рублей. Таким образом решился налоговый вопрос. О репутации, конечно, сложно говорить.
«Татуировошная» от 220 вольт
Нужны легкие деньги? Вы можете продать свое тело и вполне легальным образом.
Российский DIY-магазин «220 вольт» запустил акцию «Продай свое тело». Компания предлагает стать «живой рекламой» за соответствующее вознаграждение. Так, за размещение на бедре можно получить 10 000 рублей, за область шеи 30 000, а за лоб – 220 000 рублей.
Человек-баннер
Акция «220 вольт» понравилась бы жителю Санкт-Петербурга Игорю Лисовенко. Мужчина сделал татуировку на спине в виде рекламной разметки. Каждый квадратный сантиметр петербуржец оценил в 600 евро, целая спина обойдется рекламодателям в 570 тысяч евро. Желающих пока не нашлось. Если судить по инстаграму героя, за 8 лет «баннер» не нашел рекламного применения.
Что думаете о нательной рекламе? Сделали бы татуировку любимого бренда? Делитесь в комментариях.