Разговаривая с разными людьми, я часто слышу такую мысль: мир полон возможностей, и этими возможностями нужно воспользоваться.
Сделать правильный выбор, сконцентрировать свои усилия, сконцентрировать ресурсы, которые у нас есть, для того, чтобы добиться максимального результата. Однако мы часто путаем "мышцы" с "жиром", и это вводит нас в заблуждение. Для того, чтобы быть успешными, нам необходимо быть быстрыми и легкими. А для этого нужно избавиться от всего лишнего, что мы можем считать "жиром".
С чего же начнем наш курс липосакции?
1. Нужно избавиться от нерентабельных клиентов. От тех клиентов, которые покупают редко и мало. Многие будут со мной спорить, говорить о том, что очень важно быть клиентоориентированными.
Но нравиться всем не получится. Угождая всем ты, можешь добиться лишь одного, ты будешь неугоден всем. Более того те, кому мы не нравимся и не подходим должны быть, именно они мобилизуют нашу целевую группу. Я как, в прошлом, владелец BMW, заметил: чем больше ругают BMW, тем яростнее ведут себя приверженцы марки.
2. Нужно избавиться от нерентабельных и не разделяющих ценности компании сотрудников. Источник постоянного геморроя те, кто думают только о краткосрочных перспективах, подставляют коллег, распускают негативные слухи и зациклены на своем удобстве в ущерб интересам команды и общей эффективности.
3. Избавьтесь от непрофильных и избыточных "активов", запасов.
Жир — тоже способ сохранения энергии, но он требует энергию на транспортировку, нагружает сердце и кровеносную систему, ухудшает обмен веществ, терморегуляцию и возможность обновления. Эволюционно мы никогда не жили в условия достаточности ресурсов, именно поэтому стремимся накапливать запасы, но мы выжили именно будучи голодными и быстрыми. Тот, у кого есть запасы, лишен мотивации меняться и является мишенью более для голодных и мотивированных.
4. Избавьтесь от нерентабельные продуктов.
Для этого проанализируйте свою продуктовую матрицу, свой ассортимент, и посмотрите, какие продукты мало рентабельны и при этом занимают малую долю рынка. То есть, те продукты, которые в терминологии компании BCG называются "собаками" или "хромыми утками".
5. Избавьтесь от вредных привычек и убеждений.
Если вы привыкли канителиться, откладывать принятие решения или думаете, что будете жить 500 лет — вы ошибаетесь. Лень, уныние, гордыня, жадность, эгоцентризм, завешенные требования к другим, консерватизм, важность, серьезность, стремление быть всегда правым — все эти симптомы сигнализируют о том, что вы в заднице.
Вы гордитесь своими предками, а теперь подумайте, гордились бы они, вами, учитывая через что им пришлось пройти. Гордиться своими предками — это знать, что они бы гордились тобой. А для этого нужно уметь меняется и выживать в любых условиях. Владеть инициативой.
6. Осмыслите ритуалы и традиции вашей компании.
Наверняка там есть много тех вещей, которые уже не актуальны, которые были приобретены при прошлом руководстве, при прошлых сотрудниках, но вы по привычке это делаете, потому что так было заведено некоторое время назад. Посмотрите, возможно, это не то, что нужно вашим сотрудникам, вашим клиентам, потому что они изменились, а ваши традиции и ритуалы — навряд ли.
Какие это могут быть традиции? Вы знаете, я в одной крупной компании видел такую вещь: когда заходит первый руководитель, все сотрудники встают. Они тем самым показывают свое уважение. Мне кажется, это рудимент, мне нужны люди преданные работе, а не лояльные лизоблюды и подхалимы. Я понимаю, что десять, двадцать, тридцать лет назад, было правильным контролировать поведение людей. Сейчас это не актуально, надо опираться на мысли и идеи людей, там рождается лояльность и заинтересованность.
7. На мой взгляд, самое главное. Избавьтесь от неэффективных и ненужных процессов.
У нас была история: мы однажды реформировали подразделение, в котором работало сорок человек. Оптимизировав все бизнес-процессы, мы пришли к выводу, что в подразделении должно работать всего четыре человека. Все остальное было ненужно и никем не востребовано. За более чем тридцатилетнюю историю работы подразделения было накоплено огромное количество отчетов, которое никто не читал. Мало того, они занимали огромное пространство в архиве компании. Сделайте аудит и избавьтесь от всего того, что устарело и за что ваш клиент вам платить не готов. Как известно, свято место пусто не бывает, и вам нужно будет освободившееся пространство чем-то заполнить. И я вас прошу заполнить это созидательными вещами. Старайтесь инвестировать ваше время и мышление ваших сотрудников в поиск возможностей, а не в решение рутинных проблем.
Выделяйте время, чтобы мечтать и думать о будущем. Инвестируйте в суть вашего бизнеса, а не в то, что уже не существует. Подумайте, от чего вы можете отказаться. Возможно, вы держите чрезмерный аппарат, который вас обслуживает. Мне очень близок подход основателей компаний IKEA и MacDonald's, которые вкладывали и понимали суть своего бизнеса и убирали все лишнее, которое, казалось бы, могло создавать ценность, но на самом деле никакой ценности не создавало. Именно это помогало им масштабироваться, быть любимыми клиентами и предлагать самые оптимальные соотношение цены и качества.
Следующее, во что нужно инвестироваться — это отношения с клиентами. Самое дорогое, самое важно в вашей компании — это ваши клиенты. Их лояльность и заинтересованность в вашем бизнесе. Те компании, которые имеют клиентов, всегда более успешны, чем те, которые имеют замечательные активы. Владейте рынком, а не заводом, инвестируйте в чувства ваших клиентов, в их лояльность и заинтересованность. Делайте так, чтобы они вас любили, ценили и приходили к вам.
Сейчас мы переходим к этапу, когда все более важно становится качественное эффективное управление. Капитал и ценность, созданное управлением. И многие компании понимают, что основное их преимущество — умение управлять теми активами, теми ресурсами, теми рынками, на которых они работают.
Инвестируйте в улучшение вашей системы управления, в ее совершенствование, чтобы ваша система управления была не только самой оптимальной, но и была самой быстрой, самой качественной, а самое главное, была ориентирована на будущее вашей компании.
Ну и завершу я самой любимой своей темой — инвестируйте в лучших сотрудников. Беда многих компаний: они инвестируют слишком много в плохих сотрудников. Они их обучают, готовят, уделяют им внимание, при этом забывают о тех людях, которые создают основную ценность. Не замечают этих людей, у них нет этой системы, которая позволяла бы выделять этих сотрудников и помогать им. Многие институты наставничества направлены на то, чтобы взять какого-то не самого лучшего сотрудника, уделить ему времени со стороны лучшего сотрудника, тем самым ухудшив результаты работы системы в целом. Потому что в нормальной компании мы должны оценивать результативность не по лучшим сотрудникам, а по худшим. И для этого нам нужно инвестировать в лучших и избавляться от худших.
Пишите вопросы и комментарии, ставьте лайки!
Подписывайтесь на канал!
Искренне, Мурат Нурпеисов!