.... Нас ждал Чемал.
Где то в сети встречала сравнение Чемала с побережьем Турции или Греции где то в районе полуострова Халкидики — столь велико здесь число турбаз, отелей и гостевых домов, ресторанов, кафе и небольших забегаловок. А ещё множество туристических компаний, фирм и фирмочек, в изобилии предлагающих разнообразные экскурсии - от прогулок по красивым природным местам до экстремального рафтинга и конных походов.
Конечно любой туристический городок на благословенном средиземноморском побережье легко заткнет Чемальский тракт за пояс, но по сравнению с большинством других районов Горного Алтая здесь прилично развита инфраструктура и в тоже время достаточно красивых и интересных природных и культурных объектов.
Одна из главных точек притяжения на Чемале — остров Патмос. Рассказывая о нем, нельзя не обратиться к проникновения христианства на Алтай.
Переселенцы, исповедовавшие веру Христову прибывали на Алтай и после церковного раскола XVII века (к истории старообрядцев на Алтае мы ещё вернёмся в один из заключительных дней нашего путешествия), и после реформ Екатерины II. Однако коренное население по прежнему либо фактически оставалось языческим, либо подвергалось несущественному влиянию монгольских, уйгурских и прочих кочевых племён, приходивших на землю Алтая.
Присоединение Алтая к России, а оно официально состоялось в 1756 году (стелу, посвящённую 200летию вхождения Алтая в состав Российской Империи мы еще увидим двигаясь по Чуйскому тракту) поставило вопрос о христианизации коренного населения. В 1828 году Святейшим Синодом был издан указ о создании Алтайской Духовной Миссии.
«Алтайская Духовная миссия не была первой по времени учреждения Миссией Русской Православной Церкви в Сибири, не была она и самой большой по многочисленности паствы или по протяженности территории, на которой действовала. Но она была признана лучшей и образцовой среди всех других Миссий, действовавших в пределах Российской империи в XIX — начале XX века, как наиболее приблизившаяся к идеалу православного миссионерства.»
История миссии тесно связана с именами двух просветителей, двух миссионеров-подвижников, двух Макариев. Первый из них — преподобный Макарий (Глухарев) был первым алтайским миссионером и организатором Духовной Миссии. Макарий более 13 лет (с 1830 по 1844 год) отдал миссионерской и просветительской деятельности на Алтае. Преподобного Макария называют «одним из самых выдающихся миссионеров Русской Православной Церкви за всю ее многовековую историю.»
Второй Макарий — святитель Макарий Невский служил на Алтае с 1855 по 1912 год. Помимо миссионерской деятельности Макарий создал первый алтайский букварь то есть фактически стал основоположником ойротской письменности, совместно с профессором Ильминским подготовил к печати первую грамматику алтайского языка, переводил на алтайский язык духовные книги. В 2000 году на Архиерейском Соборе РПЦ митрополит Алтайский Макарий (Невский) был прославлен в лике святых.
Остров Патмос - одно из сакральных мест Алтайской земли.
Собрат нашего Патмоса - греческий остров недалеко от Эгейского побережья Турции. Во времена Древнего Рима Патмос был местом ссылки и по преданию именно туда был сослан Иоанн Богослов. Именно в одной из пещер Патмоса Иоанну Богослову было явлено Откровение, ставшее содержанием Апокалипсиса. Согласно преданию Иоанну Богослову пригрезились два храма, словно парящие над водой: один в Средиземном море, а второй на другом конце земли.
В пятидесятые годы XIX века Томский епископ Парфений, читая "Деяния Апостолов», захотел воплотить видение острова с храмом на земле Сибири. Но в Горном Алтае не было моря - только горы и долины, да быстрые реки. И населяли эти места язычники со своими обычаями, которым только предстояло принять учение Христа.
Парфений прибыл в Чемал с миссией убедить местное население отказаться от своих суеверий и стать христианами. Осматривая местность он как будто узрел наяву видение из откровений Иоанна Богослова - крошечный скалистый островок на стремительной реке, практически вровень с ее высокими берегами. Епископ был настолько поражен природной красотой острова, что отправился туда на лодке и освятил его, о чем на камне была сделана следующая надпись:
«1855 года августа 9-го дня, на память святого апостола Матфия, освящен остров сей во славу Единосущныя и Живоначальныя Троицы и в честь Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна».
В 1915 году на остров, за которым к тому времени утвердилось название ПАТМОС был перенесен из Чемала храм Иоанна Богослова. Старый Чемальский храм уже не вмещал увеличившееся число верующих и возникла необходимость в строительстве новой церкви - иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радости». Старый же храм был перенесён на остров и просуществовал там всего пять лет. По официальной версии храм был разрушен большевиками вместе с мостом. Однако местные жители, (да и экскурсоводы активно пропагандируют данную версию) рассказывают другую историю. Якобы церковь на Патмосе была сожжёна одним художником, имени которого для потомков не сохранилось. Этот Герострат ХХ века несколько раз писал храм на Патмосе. Закончив очередную работу он пришел в такой восторг, что «приревновал холст к реальному пейзажу. И чтобы храм остался только на картине - сжег его.»
Алтайский Патмос находится на окраине Чемала. Дорога от автомобильной парковки займет минут 10, постепенно спускаясь через хвойный лес к скалистому берегу Катуни. Река здесь как бы бежит по дну глубокого ущелья и храм, который сейчас является монастырским скитом расположен на скале, как будто оторванной от берега и поставленной посередине реки.
Тех, кто ждет чего то грандиозного, мощного и необычного вероятно ждет разочарование. Выйдя на берег своенравной в этих местах Катуни, завораживающей мощными перекатами и бурунами, посреди реки вы увидите крошечный остров, фактически скалу, покрытую хвойными деревьями. За пушистыми кронами сосен видны скромные крыши храма. Построенный из благородного кедра, невеликий и неграндиозный, храм как нельзя лучше вписан в окружающий пейзаж.
Сейчас на остров ведет мост, подвешенный над бурными водами Катуни . Мост был построен в конце 80х - начале 90х годов ХХ века московским фотохудожников и фотокорреспондентом Виктором Николаевичем Павловым, который много времени посвятил изучению истории христианства в Южной Сибири.
Фотограф приехал в Чемал в конце 1980-х годов, чтобы снять сюжеты для задуманной книги «Православие Сибири и Дальнего Востока: на рубеже веков и тысячелетий». Изучая тему В.Н. Павлов был поражён, что в начале ХХ века в небольшом курортном посёлке было целых три храма и две православных общины: приходская и монашеская - для местного скита. А после того, как местный краевед рассказал печальную историю Храма на острове Патмос и показал Павлову старую фотографию с изображением церкви, вознесённой на вершину острова, художник настолько был очарован красотой этих мест и проникся печальной историей храма на острове Патмос, что «неожиданно для себя понял: его место - здесь, в Чемале, а главная жизненная цель - возродить необычный храм над бурлящими водами Катуни.»
Павлов продает все московское имущество и вместе с семьей перебирается в Чемал, на Горный Алтай. Все свои сбережения художник тратит на возрождение храма - сначала строится подвесной мост на остров, а к 2001 году восстанавливается сам храм.
Не даром говорят, что святые места на нашей планете охраняют Господни Ангелы.
В разгар туристического сезона на Патмосе многолюдно, ведь остров популярен как у верующих, так и у туристов. Из за крошечных (около 20 кв.м.) размеров храма и опасности подвесного моста посетителей пускают небольшими группами. Так что иногда, чтобы попасть на остров, необходимо выстоять приличную очередь. Но, скорее всего ожидание это не будет томительным. Слишком головокружительные пейзажи открываются глазам. На отвесной скале рядом с храмом одна из монахинь высекла лик Божьей Матери с младенцем. Говорят что в миру эта монахиня была скульптором, а еще немного спортсменкой - альпинисткой.
С моста открываются необыкновенные виды на красавицу Катунь и скальные берега, покрытые хвойными лесами.
У входа в храм в скале устроен вертеп - воссозданная сцена, повествующая о первых часах жизни Иисуса Христа. В самом храме внутреннее убранство довольно скромное, есть несколько святых икон особенно чтимы верующими. Деревянная икона Божьей Матери, требовала реставрации, но находясь в храме она стала сама собой обновляться, будто кто-то невидимый рисовал её заново. А икона "Господь Вседержитель" в храме начала мироточить, что для верующих являлось свидетельством того, что это место действительно связано с небесами.
«… Святитель Макарий мог отдохнуть и душой и телом, уединяясь на своем островке, который так и называли Владыкин Патмос. «Владыка - душа Храм на о. Патмос в 20-е годы Чемальской общины, ее защитник и хранитель, молитвенник за нее перед Богом. Тут некогда он начинал служение, и дорогое ему место стало обителью всех скорбящих радости. Там, где ранее камлали камы (шаманы), звучат теперь колокола, и Катунь вторит не диким завываниям, а чистым голосам детей, собранных в одну дружную семью», - писала А.И. Макарова-Мирская.
Сам Святитель писал своей духовной дочери:
«Находясь сейчас в Чемальской общине, отдыхаю на свободе. Добрые сестры не дают мне ни скучать, ни хворать. Среди величественных гор, соснового леса, на берегу быстротечной реки Катуни душа и тело чувствуют себя слишком удовлетворенными после городской жизни - шумной, пыльной, душной и утомительной...»
Вернувшись с острова мы проходим мимо часовни Святителя Макария… и могилы Виктора Николаевича Павлова. Великий подвижник и талантливый фотохудожник скоропостижно скончался в августе 2011 года, не достигнув 74х летнего возраста…
Алтайская повесть. Фильм Сергея Роженцева о Викторе Николаевиче Павлове.
… а нам предстоит очередной туристический аттракцион - прогулка по так называемой «Козьей тропе» вдоль скалистого берега Катуни к месту слияния Катуни и небольшой реки Чемал, к старой Чемальской гидроэлектростанции…