1913 год - особый год для мировой художественной культуры. Это год "Колеса" Дюшана, оперы "Победа над солнцем" (т.е. появления "Черного квадрата"), "Велосипедиста" Гончаровой... Год первого заметного выступления Павла Филонова.
Это случилось на последней выставке "Союза молодежи"в Петербурге на Невском, 73, осенью 1913 года. Там были показаны два полотна - "Мужчина и женщина"(1912-1913) и "Пир королей"(1913).
Сюжет "Пира королей" не вполне ясен. Отчасти восходит к иконографии XVII века и связан с библейской сценой "Пир Ирода", но грозен и зловещ. Гипертрофированная и болезненная "биологичность" персонажей, изысканная некрасивость их тел и жестов, придают сцене ХАРАКТЕР ГАЛЛЮЦИНАЦИИ - приметы, отражающие искусство Филонова как нельзя лучше.
Еще одна важная примета Филонова - синтез примитива с новациями времени, приемами икон (в" Мужчине и женщине" использованы позы "предстояния"), со стилистикой Северного Возрождения и находками экспрессионистов.
Ни собственные смутные декларации художника, ни тонны посвященных его творчеству исследований не выявили в полной мере корневую систему его искусства.
❗Филонов - АБСОЛЮТНО ОРИГИНАЛЬНЫЙ МАСТЕР, СТОЯЩИЙ ОСОБНЯКОМ не только в истории русского искусства, но и на мировой художественной арене (аналогов ему нет).
Как это ни странно, но имея самую большую школу (последователи Филонова, художники-кальки, писавшие один в один как учитель) мастер не оказал особого влияния ни на русских мастеров, ни на западных. Его искусство осталось ЯВЛЕНИЕМ ЗАМКНУТЫМ в "пространстве Филонова", а его судьба стала мифом при жизни.
❗Глядя на картины художника слышится косноязычная речь фольклорных персонажей.
Неудобство восприятия его сюжетов, острая оригинальность которых с пристальным и подробным артистизмом изображает грубую жизнь с отупевшими лицами, роднит искусство Филонова с прозой Платонова, поэзией Хлебникова и Крученых.
По сути, Филонов как и Пикассо стремиться к "вхождению внутрь". Его мир - это УВИДЕННОЕ ИЗНУТРИ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО.
Филонов буквально вторгается в человека. Но не делает внешнее подобием внутреннего, как Ван Гог или экспрессионисты, не обращается к системе кубистических метафор. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА У ФИЛОНОВА - это конечно не анатомия (хотя он ее активно изучал), но МИФОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА, открытого в своем сокровенном бытии.
В этом смысле мастер соприкасается с еще только формирующийся (на тот момент) научной фантастикой, представлениями о мутации, биороботами и далее по списку.
Формулы Филонова - это мерцающий калейдоскоп, в основе которого лежит тончайший рисунок, ювелирная продуманность, тлеющие цвета. Люди на его полотнах - идолы.
Уплощенные, словно лишенные жизни, напоминающие мозаику образы художника овеяны тоской и мраком - предчувствия войн, ГУЛАГа, насилия.
"Это ж мука, а не жизнь. И кто умер, тот умер ни за что, и теперь не найдешь никого, кто жил тогда, все они - одна потеря" (Платонов "Чевенгур").