Сейчас, спустя 2,5 года сомнений, переживаний за будущее, тревоги за сына, страхов, я впервые за это время, знаю, что делать.
Я точно знаю, что посетила всех специалистов, которых возможно. Жаль только, что я потратила на эти знания слишком много времени, потому что никто не говорил, что нужно делать. Никто не мог сказать мне точно, какие врачи помогут, какие специалисты. Я просто хваталась за любую возможность. Это было как прыжок в пустоту в темноте. Может быть повезет, а может и нет.
Каждый следующий невролог обнулял лечение предыдущего, и невролог, по крайней мере в нашем регионе, прописывает только медикаментозное лечение. Ты даешь ребенку таблетки, точнее не даешь, вталкиваешь их в него с истериками, уговорами и т.д. И все. А время между тем, время, которое просто необходимо на реабилитацию ребенка, утекает сквозь пальцы.
Поэтому я решила написать, что нужно делать, если у ребенка есть задержка речи. Может быть это поможет тем мамам, которые как я раньше, шерстят форумы, читают статьи, по крупице собирая информацию.
1. Конечно, чем раньше обеспокоишься, тем лучше. Проанализируйте поведение ребенка, выпишете, что беспокоит и что хотелось бы, чтоб он делал и что не делал. Вспомните и запишите для последующих посещений специалистов, как ребенок спал, как ел, во столько сел, встал, пополз, начал ходить. Это очень важно. Даже то, какой промежуток времени прошел между ползаньем и ходьбой.
2. Проверьте моторику "пинцетный захват", показывает ли пальцем, отзывается ли на имя, слух, язык (может ли высунуть, покачать из стороны в сторону, дотронуться до зубов и т.д.), как понимает просьбы, попросите педиатра посмотреть уздечку.
3. Если что-то вас беспокоит, даже если со всех сторон слышите: "мальчики развиваются позже", "придет время - заговорит, не остановишь", "вот у сестры мужа/двоюродной племянницы/внучки соседки и т.д не говорил до 5 лет и ничего, заговорил", все равно, если у вас сомнения, идите к неврологу. Если ребенку от двух до трех, можно сходить к неврологу своей поликлиники. Если ребенку больше трех - ищите невролога, который занимается именно сложными детьми. Как сейчас показывает наш опыт - опытный невролог, это 50% успеха.
4. Скорее всего, следующим шагом, на который невролог вам даст направление, это ЭЭГ. причем лучше сразу делать длительное, со сном. Я Ярика перед этим "уматывала" физической активностью, без дневного сна, мы делали в 16.00, уснул. По результатам ЭЭГ, будет уже понятно, кто вам еще понадобится из специалистов.
5. Далее, нужно проверить слух. Это сурдолог.
6. Также причиной задержки речевого развития может быть проблемы с сосудами. Нужно сделать УЗИ сосудов головного мозга и шеи.
7. Логопед. Но не любой. Если у ребенка подозрения на серьезные нарушения: не смотрит в глаза, не реагирует на имя, не показывает пальцем, не идет на контакт с детьми и взрослыми, если невролог подозревает алалию или другие, повторюсь, серьезные нарушения, нужен опытный логопед-дефектолог, который имеет опыт работы с данными заболеваниями.
8. Нужна физическая активность. Без этого никуда. Вы не делаете из своего ребенка профессионального спортсмена, вы помогаете его мозгу.
Веревочные парки, качели, батуты, всевозможные балансиры, доски, установленные горкой, ползание по лестницам, если можете бассейн, все это способствует мозжечковой стимуляции, а мозжечковая стимуляция показана детям с:
- Нарушением внимания
- Гиперактивностью Поведенческими расстройствами
- Нарушением осанки
- Нарушениями работы вестибулярного аппарата
- Проблемами с обучением
- Нарушениями устной и письменной речи
- Нарушениями координации движений и моторной неловкости
- Дисграфии
- Дислексии
- Диспраксия
- Нарушениями аутического спектра
- ЗПР, ЗРР, ММД, СДВГ
Лучше обратиться к нейропсихологу или купить балансировочную доску и заниматься самостоятельно.
9. Психолог, АВА-терапевт. Эти специалисты занимаются нормализацией поведения, навыков общения ребёнка со взрослыми и детьми в семейной и внесемейной обстановке, а также развитием неречевых психических функции и операций мышления.
Занятия с логопедом и психологом, могут назначить в детском саду, или рекомендовать посещение логопедического детского сада, при условии, что у вас есть заключение ПМПК.
Это, по моему мнению, основной перечень того, что нужно делать родителям неговорящего ребенка. Есть еще невероятное множество терапий: игротерапия, арт-терапия, иппотерапия, дельфинотерапия и т.д. Как дополнительное развитие, несомненно,это сыграет свою роль , но полагаться на это как на основную терапию, я бы не стала. Хотя, все очень индивидуально. Но к этому нужно идти, пройдя основных специалистов.
С уверенностью могу говорить, если вы решились самостоятельно помогать своему ребенку, помимо специалистов, необходима дисциплина и регулярность занятий.