Что стало с минимализмом 2010-х годов и чего ждать от минимализма 2020-х? Модный журналист и автор телеграм-канала wannabeprada Светлана Падерина рассказывает о трансформации любимого стиля, который ушел от нас — но снова вернулся.
В июле Business of Fashion опубликовал текст о текущих проблемах шведской марки Cos. Любимый бренд модников-интеллектуалов, про который журналисты обычно писали либо хорошо, либо ничего, вдруг обнаружил недостатки, из-за которых его бизнес начал тормозить. Среди них — и долгое игнорирование интернета как канала продаж, и нечуткость к тренду на расовое разнообразие (в течение многих лет в съемках Cos преобладали белокожие и худые модели, а рабочая команда состояла преимущественно из белых шведов, несмотря на то что хед-офис находился в многонациональном Лондоне), и замалчивание внутренних конфликтов между руководителями и подчиненными. Плюс монументальность минималистичной эстетики, которая долгие годы была первоосновой, смыслом и сердцем Cos, теперь стала камнем, потянувшим марку на дно. «В сегменте высококлассной базовой одежды появлялось все больше конкурентов, и уникальность концепции ослабла, — говорится в статье Business of Fashion. — Тем временем маятник моды качнулся в сторону максимализма Gucci, поддержанного расцветом инстаграма, где лаконичность COS не выстрелила».
Буквально через пару недель после этой публикации подоспели невеселые новости о другом бренде, который ассоциируется с минимализмом, — The Row. По информации WWD, марка сестер Олсен сократила половину штата и отказалась от производства мужской линейки. Также в статье упоминают, что The Row не предпринимал шаги для развития онлайн-торговли и обходился без темнокожих сотрудников в своей штаб-квартире. Конечно, на болевые точки обеих компаний сильно надавил пандемический кризис, но с учетом перечисленных фактов — не он стал первопричиной разгоревшихся проблем. Разве можно считать бренд современным, если его работники подвергаются дискриминации? Если он игнорирует удобство покупателей в разных уголках мира? Если дизайн вещей не соответствует моменту? А время канонического минимализма 2010-х — строгого, бесстрастного, монохромного — и правда прошло.
Десять лет назад уважаемый фэшн-критик Сара Мауэр рапортовала для The Telegraph о возвращении минимализма 1990-х годов: «Рецепт оптимального гардероба этой зимы настолько прост, что его можно описать одним предложением. Все, что мне нужно, — это сшитое на заказ пальто, пара широких брюк, рубашка, юбка ниже колена и большой клатч... Это та одежда, которая была у меня в 1990-х, когда я одевалась в стиле Helmut Lang, Maison Margiela, Jil Sander и Ann Demeulemeester. Тот стиль сводился к отличной паре черных брюк, качественному пальто кромби и бесчисленному множеству белых рубашек и футболок». Коллекция Рафа Симонса для Jil Sander, выпущенная примерно в это же время — к сезону весна-лето 2011, — до сих пор вспоминается с придыханием: чистейшая белая футболка в паре с яркой атласной юбкой как способ добиться максимального эффекта минимумом выразительных средств.
Минимализм 2010-х зародился не просто так. Глобальный финансовый кризис заставил пересмотреть многие ценности и стандарты. Глянцевые журналы пропагандировали избыточность гардероба, фэшн-блогеры жонглировали дорогостоящими нарядами, надевая их один раз для фотокадра, — все это стало плавиться и менять очертания, превращаясь из моды в пародию на моду. Описывая развитие минималистичного стиля — от рухнувшего рынка в 2008-м до уверенного становления тренда в 2011-м, — в своей статье для газеты The Independent автор книги «Less is More: Minimalism in Fashion» Харриэт Уолкер резюмирует: минимализм стал чем-то большим чем тенденция — он стал духом времени. Эти слова, сказанные почти десятилетие назад, сегодня звучат неожиданно живо, будто цитата из популярного телеграм-канала. Действительно, концепция минимализма как перезагрузки и обновления в период кризиса совсем не нова. Историю термина традиционно отсчитывают от начала 1960-х, когда течение минимализма в искусстве рифмовалось с модой того времени — простые геометрические формы, «детские» силуэты и чистые цвета храбро шагнули навстречу изысканной сложности 1950-х. Но любое модное явление питается из многих источников, от абстрактного вдохновения искусством до более серьезных прагматических причин.
МИНИМАЛИЗМ 2010-Х ЗАРОДИЛСЯ НЕ ПРОСТО ТАК. ГЛОБАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС ЗАСТАВИЛ ПЕРЕСМОТРЕТЬ МНОГИЕ ЦЕННОСТИ.
Упрощение одежды в 1960-е объяснялось технической революцией: вещи начали шить в промышленных масштабах и в унифицированных размерах: а чем проще силуэт — тем проще его и произвести и посадить на фигуру. Схожая ситуация возникла все в тех же 2010-х, в момент становления онлайн-шопинга, тогда еще не оснащенного ни сверхбыстрыми системами доставки, ни опцией примерок и простых возвратов, ни подробными 3D-фотографиями вещей. Здесь тоже на помощь пришел минимализм с преувеличенными объемами (оверсайз) и универсальным кроем без многочисленных швов и вытачек. Это замечательная иллюстрация того, что в основе дизайна всегда лежит мысль — которая уже в процессе воплощения перерождается в форму, линию, силуэт.
Минимализм в моде часто рифмуют с феминизмом — от стремительного упрощения одежды в период Первой мировой, когда перед женщинами встала необходимость вести самостоятельный образ жизни, до наших дней, когда женщины сознательно отказываются от приталенных платьев, пышных юбок, воланов и оборок не только потому, что видят в них символы ретро-феминности, но и потому, что такая одежда неудобна при активном образе жизни и требует времени на размышления над целостностью образа. При этом удивительно женственно минимализм выглядел в 1990-е, словно воплощая саму суть одежды, не спрятанную за витиеватым дизайном. Возведенный в абсолют в середине десятилетия, он оставил следы в коллекциях марок, которые сейчас не ассоциируются с минимализмом. Versace в середине 1990-х выпускал трикотажные и атласные платья, укороченные свитеры и мини-юбки без всякого декора! А Dolce & Gabbana делал рекламные кампании с Линдой Евангелистой и Каролин Мерфи, которые сильно удивят тех, кто знаком с маркой исключительно по купеческим нарядам с цветочно-фруктовыми принтами.
Сделав полный круг, минимализм завершил свой цикл в конце 2010-х, утратив суть, смысл и свойства — потому ли, что дизайнерам уже нечего было сказать на его счет, маятник качнулся в обратную сторону? На противоположном полюсе трендов оказалась и жизнерадостная избыточность Gucci, и наивная сентиментальность Jacquemus, и романтизм, сформированный целым ворохом независимых инстаграм-марок. Минимализм же, достигший народной популярности и коммерческого успеха, породил несчетное количество «брендов», выпускающих «лаконичную базовую одежду» и перекроивших его так, что он из глубоко осмысленного стиля превратился в пустышку, в бутафорию.
МИНИМАЛИЗМ —
ЭТО НЕ ПЛАТЬЕ ИЗ ДВУХ КУСКОВ ТКАНИ. ЕГО СУТЬ — ОТРИЦАНИЕ МНОГОГО РАДИ ЛУЧШЕГО. ЕСЛИ У ПЛАТЬЯ ДВА ШВА, ТО ЭТО ДОЛЖНЫ БЫТЬ САМЫЕ ТОЧНЫЕ В МИРЕ ШВЫ.
Многим нужно было время, чтобы научиться понимать минимализм; но многие его так и не поняли правильно: минимализм — это не платье из двух кусков ткани, а аскетичность дизайна — это не полное отсутствие работы над дизайном вообще. Суть минимализма — отрицание многого ради лучшего; если у платья два шва, то это должны быть самые точные в мире швы с единственно верной обработкой, иначе в производстве еще одного «базового платья» просто нет никакого смысла. Марки, выпускающие по несколько коллекций в сезон, противоречат самой идее минимализма: времени на проверку и отработку новинок не хватает, при растущем количестве вещей неизбежно ухудшается их качество, а избыточность рекламы и маркетинговое давление на покупателя никак не вяжутся с идеей негромкой моды.
Тем временем очередной кризис снова переписывает правила игры. Когда отказ от лишнего происходит не потому, что того требует мода, а потому, что на лишнее просто не хватает денег, нарастает потребность в универсальной, функциональной и одновременно красивой одежде, которая не надоедает, не отвлекает и не будет раздражать немодностью в случае финансовых потрясений. Миучча Прада, будучи индикатором новорожденных трендов, формулирует это так: «Поскольку времена становятся все более сложными, одежда становится простой и ненавязчивой». Обновленный минимализм — другой; в нем читается и тоска по эмоциям, забытым в период карантина, и сильное влияние неоромантической волны. Это и более чувственные материалы, и силуэты, стремящиеся к линиям тела, и насыщенные цвета. Это и новая элегантно-спортивная коллекция Prada, и поэтическая лаконичность круизной линейки Valentino, и маржеловская чистота в дебютной коллекции обуви Raf Simons. Но главное — философия, о которой дизайнеры говорят все чаще: пусть будет меньше коллекций и меньше вещей в пользу возможности делать лучший продукт, который не зависнет на полке магазина, а будет носим и любим. И в этой идеалистической картине мира найдется место для Cos — но это будет уже совсем другая история.