Найти в Дзене
ItodorTV

РИБ катамаран. Проверка на выносливость.

Давно хотел опубликовать этот репортаж. Но всё как-то не случалось. И вот уже даже истории о катамаранах надувных нашлось место в блоге, а про аналогичный, но более правильный с мореходной точки зрения «концепт» - нет. Пора исправлять!
Давно хотел опубликовать этот репортаж. Но всё как-то не случалось. И вот уже даже истории о катамаранах надувных нашлось место в блоге, а про аналогичный, но более правильный с мореходной точки зрения «концепт» - нет. Пора исправлять!

Чем дальше мы заходим в тему различных лодок и катеров, тем больше осознания того, насколько сложно найти что-то идеальное. А любое не тривиальное, смелое решение всегда находит скептический отклик со стороны более консервативной или менее вникающей в суть аудитории.

-2

РИБы вообще являются своего рода центром притяжения для различных пересудов. Уж больно они кажутся компромиссными в глазах любителей рыбалки. Хотя на самом деле всего лишь занимают вполне конкретную нишу. Являясь полноправным конкурентоспособным, обладающим неоспоримыми преимуществами перед другими лодками классом.
О своём скептическом отношении к надувным катамаранам я предельно чётко высказался в отдельной статье. Разумеется, поняли мысль не все. И тут стоит отмотать немного назад, когда конструктор рибов Фортис, прекрасно знающий моё отношение к ПВХ катамаранам, сообщил о желании создать модель катамарана-риба. Не скажу, что новость эту я воспринял совсем скептически. В конце концов, лодку нужно оценивать на воде, а не в воображении. И что в итоге получится, размышляя на стадии идеи – говорить уж точно рано. Но, не скрою, какого-то рвения оказаться в числе первых на борту у меня не было.

Ничего необычного. просто небольшойморской накат в прекрасный почти безветренный день.
Ничего необычного. просто небольшойморской накат в прекрасный почти безветренный день.

Однако через какое-то время риб всё же был спущен на воду и начались ходовые испытания. Участие в которых принял и я. Испытания, надо сказать, оказались не шуточными. Никто и не думал ограничиваться каким-нибудь заездом на мерной миле, в предельно удобных условиях. Тестовыми акваториями в разное время стали Ладога, реки и озёра Новгородской области и Баренцево море.

-4

Главный козырь!
Если бы речь шла о катамаране парусном, то принято считать, что основным его преимуществом является скорость. К слову и в отношении надувных «катиков» именно этот тезис чаще других звучит в списке аргументов. Хотя на мой взгляд, далеко не скорость стоит ставить на первое место. Так уж повелось в нашем обществе, что все критерии оценки строятся на возведении в Абсолют. Секунды разгона до сотни, секунды выхода на глисс, максимальная скорость. И плевать, что «лично я никогда не видел таких цифр, но я точно знаю, что опытные испытатели этого добились». Я не отношусь к этой категории и мыслю куда более приземлёнными критериями.

-5

Пространство кокпита. Его вообще никогда не бывает много, а вот недостаточно – почти всегда. Обитаемость лодки – понятие более общее, но площадь палубы, возможность легко перемещаться по кокпиту, возможность размещать снаряжение и снасти так, чтобы они были в оперативном доступе, но не мешали – всё это зависит от пространства кокпита. И в случае с катамараном его действительно намного больше. Что делает нахождение на борту в статичном режиме гораздо более комфортным. Позволяя брать больше необходимых вещей, устанавливать оборудование и снаряжение, без оглядки на занимаемое пространство.

-6

Ещё один козырь!
Ещё один фактор влияющий на комфорт – остойчивость. Особенно в статичном режиме. Особенно, когда акваторию качает. А некоторые из тех, где довелось побывать риб-катамаранам качает почти постоянно.
Здесь тоже стоит отдать должное. Благодаря особенностям корпуса и условно «опорным точкам», в сочетании с баллонами, лодка иногда напоминает авианосец. Не то, чтобы качки нет совсем, но это не идёт ни в какое сравнение с классической моделью. Что, в свою очередь, открывает поле для манёвра. Будь это рыбалка стоя в условиях волнения или какой-нибудь пикник на воде. Да и тем, кто подвержен влиянию морской болезни будет существенно легче на борту.

-7

На ходу.
Здесь всё несколько необычно. Тем, кто ожидал услышать: лодка намного быстрее и динамичнее. Нет. Это не так. И более того, РИБ-катамаран требует несколько большей мощности двигателя, нежели классический РИБ равного размера. Не существенно, но всё же. Чему есть простое объяснение. Корпус весит существенно больше. Больше ПВХ ткани, больше пластика. От этого никуда не деться. Но есть в этом и положительная сторона. В отличие от воздушных НДНДшек (включая и катамараны), которые доходя до определённой критической точки начинают скакать по волнам словно блинчик. И тут уж только держись сам, да держи вещи, чтоб не улетели. РИБ за счёт своего больше веса буквально прорубает волны, а баллоны уже не позволяют ему заныривать. Удары в условиях волнения могут оказаться несколько более ощутимыми. Но мягкие кресла легко компенсируют это неудобство.

-8

РИБ-катик не слишком манёврен. Точнее, это лодка не для «циркуляции». На нём хорошо совершать дальние переходы по максимально прямой траектории. Если ваш путь – это извилистый фарватер, на мой взгляд, решение не самое лучшее. Как следствие и тем, кто любит просто погонять под мотором, выписывая восьмёрки – тоже едва ли получится прочувствовать всю прелесть в полном объёме. Но зато лодка гораздо предсказуемей себя ведёт в переходных режимах. Не так склонна «кобрить» и уж тем более не достигает тех критических точек, при которых появляется реальная угроза кувырнуться через транец. Скорее РИБ-катамаран более стабилен. И если бы стояла задача вывести график кривой дифферентов и кренов, то мы бы не увидели каких-то резких колебаний и отклонений.
Скоростные характеристики зависят от загрузки, но они напрямую связаны с мощностью мотора и правильно подобранного вина. При этом лодка гораздо меньше обращает внимание на загрузку, нежели классический риб. Т.е. можно сказать, что обладает большей грузоподъёмностью.

-9

Кому он по душе!?
Ответ на этот вопрос не так прост. Полагаю, точно не тем, кто куда-то сильно спешит. И для кого главный показатель качества – это: «всех порвал на гонках». Это скорее лодка более спокойно, прагматичного человека. Для которого удобство и комфорт это нечто большее, чем то, насколько мягко лодка проходит ветровую волну. Лично я не могу сказать, что эта модель запала мне в душу. Для меня это словно седан бизнес-класса. Ты понимаешь, что он хорош, но садишься за руль более динамичного SUV. Однако это моё ощущение. А многим ведь именно это нужно. Ровно и стабильно катиться к заданной цели, не тратя время на лишние манёвры.

-10

Дмитрий Матвеев || YouTube.com/ItodorTV
Фото автора (с)
Короткие новости и актуальные фото по теме в Instagram @itodortv