Задача- это небольшой рассказ о каком-то событии, переложенный с русского языка на математический. И поэтому ученику важно уметь , прежде всего, анализировать текст этой задачи, выявляя из него лишь самые главные чисто-математические данные, то есть сколько и чего было?
Далее, проводя анализ, следовать цепочке последовательного рассуждения:
Что с этим было и что делали?
И в завершении - что стало?
Это цепочка рассуждения. А рассуждать хорошо, составляя при этом краткую запись или делая чертёж к задаче, или строя таблицу, куда будут заноситься все математические данные из задачи.
Когда мы следуем пошаговой цепочке рассуждения, гуляя по тексту задачи от "точки" до "точки,", от " запятой" до " запятой", то у нас сами собой рождаются действия задачи.
Обычно сколько в цепочке слов, столько и действий.
Например, порассуждаем над цепочкой к такой задачке:
Ширина прямоугольника 3 см, а длина- в 3 раза больше. Чему равен периметр прямоугольника?
Начинаем рассуждать:
1) О чём нас спрашивают в конце задачи?
Чему равен периметр прямоугольника. Значит, первое слово в цепочке- периметр.
2) Чтобы узнать периметр, надо знать ширину и длину. Периметр- это удвоенная сумма длины и ширины прямоугольника. Ширина нам известна, а вот длина-нет.
Значит, в нашей цепочке появляется второе неизвестное слово- "длина".
3. В нашей цепочке два слова Периметр------- длина. Значит, в задаче два действия.
При таком логическом подходе к решению задач ребёнок быстро научиться решать их самостоятельно и будет более уверен в себе.
Главное- обучить его логической цепочке!