В последние годы машины советской школы реабилитируются. Не последнюю роль в этом сыграли российские танкисты, принимавшие участие в боевых конфликтах. Арабские коллеги воюют более прямолинейно, нередко самоуверенно и упрямо, если говорить мягко. Это приводит к большим потерям, на чём спекулируют до сих пор. Несмотря на это, Т-72 по-прежнему устаревает, но в некоторых аспектах он актуальнее западных конкурентов.
Характеристики.
Все параметры затрагивать не будем и перейдём к тем, которые действительно превосходят западных оппонентов. В первую очередь это вооружение. Кто бы что не говорил, но Т-72 более актуальный из-за набора снарядов, их разнообразия и характеристик в совокупности с экономическим фактором. Уверен, будут пользователи с возражениями в духе «а как же многоцелевые снаряды или разработки программируемых зарядов?» В ответ уточню, что тот же «Абрамс» имеет и противопехотный и даже бетонобойный снаряды – M1028 и M908. Первый – картечный, а второй – классический фугасный боеприпас с прочным носом и задержкой у детонатора. Однако, картечный заряд имеет очень малую дистанцию эффективного действия, а бетонобойный малочисленный.
«Но как же немецкие разработки?» Во-первых, DM11 тоже не широко распространён, а во-вторых, Германия не рекордсмен по количеству танков Leopard 2 на вооружении. Большая часть машин не могут программировать боевую часть из-за отсутствия необходимой аппаратуры.
В то же время, Т-72 имеет классические, очень простые и сравнительно дешёвые осколочно-фугасные заряды, не требующие дополнительного оснащения или чего-то в таком духе. Главное иметь пушку и исправный автомат заряжания. Снаряд эффективно может работать как против долговременных укреплений, так и против живой силы, а на случай необходимости «выкурить» пехоту из окопов предусмотрена шрапнельная ракета с воздушным подрывом. Увы, снаряд не массовый.
К вооружению хотелось бы добавить автомат заряжания. С ним связаны ключевые проблемы советских танков – ограничение по длине ОБПС, опасное расположение в случае возгорания, недостаточная защита транспортёра и снарядов в целом. Но автомат позволяет стрелять гораздо стабильнее на ходу. Для понимания, заряжающий тоже может работать с пушкой на ходу, но скорострельность значительно падает, а цифры в 5-8 секунд достигаются при стрельбе именно стоя. Рекорд – 2-2.5 секунды между выстрелами. Этот показатель был достигнут на Challenger 2 с пушкой L30A1, снаряды для которой раздельные. Ситуация практически идеальная – танк стоял, а наводчик почти не вносил коррективов. В сравнении с Т-72 может показаться, что лучше уж так, но по факту, на ходу Т-72 будет перезаряжаться быстрее, не завися от сложности ландшафта. Западные ОБТ таким похвастаться не могут. Исключение – AMX-56 Leclerc.
Производство.
Как это не странно, но Т-72, а вернее его глубокую модернизацию – Т-90, производят до сих пор. Последняя версия практически не уступает аналогам НАТО, но защищена с точки зрения размеров, равномерности бронезащиты и уязвимых зон гораздо лучше. Мобильность почти не уступает, если не брать в учёт массу и проходимость, а все аспекты вооружения были перечислены выше.
Что же мы получаем в западных странах? США фактически не производят совершенно новых «Абрамсов». Все «новые» танки, это модернизации уже произведённых, повреждённых или долго хранящихся машин. Германия так же не производит Leopard 2 как таковой… Концерн Rheinmetall разрабатывает модификации, а последний конвейер сохранился только у Греции. Британия потеряла танкостроение относительно недавно (в 2009 году) и вряд ли его восстановит из-за отсутствия целесообразности. Франция сохранила производственные мощности и может возобновить закупки в любой момент.