Зимой мы с другом были в путешествии по Вьетнаму, и несколько дней провели в самом большом городе-герое Хошимине. На пятый день мы уже не могли видеть традиционную вьетнамскую лапшу и суп фо-бо. Не представляю, как вьетнамцы едят одно и то же каждый день круглый год.
Сначала мы сходили на рынок и сварили русский борщ прямо в отельном номере. Я выкладывал на канале видео с процессом готовки. Запах потом стоял на всю гостиницу, и даже удивленные девочки на ресепшне интересовались, что это мы такое там наварганили.
Когда вся кастрюля борща была умята, вопрос разнообразия в рационе встал с новой силой. Идти в обычные вьетнамские забегаловки не хотелось – от одного их запаха меня подташнивало. И тогда я стал искать в Интернете рестораны с кухней, максимально не похожей на местную. Так случайно наткнулся на заведение с интересной концепцией: весь персонал в нём – глухонемые люди.
Отлично! – сказал я другу. – Наверняка там дёшево и вкусно! Дёшево – потому что работают люди с ограничениями. А вкусно – потому что у глухонемых (так же как и у слепых) более развиты вкусовые рецепторы, значит готовить они должны как боги.
Переодели шорты и майки-алкашки на "приличную" одежду – ресторан всё-таки – и отправились на ужин.
Ресторан Blanc расположен в двухэтажном особняке в самом центре города. Нас посадили в небольшом уютном зале. Первое, что впечатлило – уютный интерьер в индо-китайском стиле с картинами, вазами, цветами и большими люстрами-фонариками, которые излучали комфортный свет.
А потом началось самое интересное. Нам подали меню и «инструкцию», как нужно делать заказ в ресторане. Оказывается, всё общение с официантами происходит с помощью языка жестов. Других вариантов просто нет. Сначала меня это напрягло, и в голове замаячило опасение уйти не солоно хлебавши. Языка глухонемых, как вы понимаете, я не изучал.
Но всё оказалось гораздо проще. На каждом столе стояли альбомы-словари с основными словами и фразами, которые могут понадобиться для того, чтобы сделать заказ. Нам дали время, чтобы мы изучили меню и нашли нужные слова жестов в словаре, дабы объясниться с официантом.
Это был очень забавный челлендж: изображать руками и лицом курицу, корову и рыбу. Показывать знаками «суп», «салат» и «чай». Благодарить официанта и говорить «очень вкусно» без слов. Чем больше мы взаимодействовали с персоналом, тем интереснее становилось находиться в этом месте.
Ребята-официанты, как мне показалось, немного волновались, но я своими неуклюжими попытками сделать заказ рассмешил их и настроил на позитивный лад. Они были настолько учтивы и вежливы, насколько это возможно в их ситуации.
Видимо, я так активно размахивал руками, что назаказывал себе даже больше, чем хотел изначально. Любое неосторожное движение воспринималось официантом как новое блюдо. Почесал затылок – а это, оказывается, означает гороховый суп на языке глухонемых :) Потёр руки – вот вам рыба с рисом.
Несколько дней сидения на лапше сказались на аппетите, и я не пожалел, что в итоге еду на наш стол несли как из рога изобилия. Тем более что все блюда оказались неимоверно вкусными и с креативной подачей.
Надеюсь, вы читаете это не на голодный желудок, потому что я собираюсь показать вам эту красоту.
Сначала были холодные супы - Консоме фо с говядиной (европейская вариация национального вьетнамского супа фо-бо) и гороховый суп с пармой и сыром фета.
Затем подали атлантический гребешок с сальсой из помело и гелем из манго. Гребешок был таким нежным, что просто таял на языке. Неожиданные сочетания ингредиентов желудку тоже пришлись по вкусу.
Еще одной холодной закуской стало порезанное куриное бедро с королевской вешенкой и каким-то сладким соусом.
Потом было жареное филе окуня с маринованной куркумой и коричневым рисом. Объеденье!
А это говядина black angus на углях с пюре из лука порей:
Вы удивитесь, но в животе даже осталось место для десертов! Я сладкоежка, и никак не мог уйти не попробовав что-нибудь необычное. Когда я жестами нарисовал официанту в воздухе что-то круглое, на стол был подан шоколадный шар с мороженым из виски и муссом из фундука.
Ну и заполировал всё сорбетом из черного кунжута с творогом из маракуйи. Боже, как же это вкусно!
Единственным «косяком» официанта было то, что он забыл принести нам заказанный чай. Ну, или это я так плохо объяснил. Недоразумение было улажено, и пришло время оплачивать счет.
7 блюд и чайник чая обошлись нам в 5800 рублей. Конечно, я не ожидал, что чек окажется таким немаленьким. Но, учитывая качество продуктов, изысканность блюд и элемент необычного «аттракциона», это, наверное, того стоило. Мы покидали ресторан довольные как слоны.
Уже на выходе ко мне подошел белый мужчина и (сюрприз!) голосом, а не жестами, на чистом английском представился, что его зовут Герм и он является хозяином ресторана. Скорее всего, он американец, но я не уверен.
Нанять глухонемой персонал – его идея. Герм – не только «Карабас Барабас», управляющий дешевой рабочей силой. Он считает себя социальным миссионером, ведь его предприятие предоставляет работу тем, кого никуда не берут.
Герм рассказал, что около 70% глухих во Вьетнаме – безработные. Несмотря на поддержку общественных организаций, они сталкиваются с множеством проблем в жизни – от обучения до интеграции в общество и создания семьи.
По словам Герма, многие глухонемые просто стесняются использовать язык жестов. А некоторым запрещают так «разговаривать» родители – ведь окружающие могут подумать, что их дети тупые. В ресторане Blanc им дают возможность почувствовать себя полноценными членами общества.
На этих словах я расчувствовался и чуть не пустил слезу. А когда хозяин добавил, что процент от прибыли он отправляет в благотворительные организации, в том числе на закупку слуховых аппаратов для слабослышащих детей, я окончательно перестал жалеть, что отдал за ужин половину пенсии своей бабушки.
Прощаясь, Герм показал мне на соседнюю вывеску в том же здании. Оказалось, что там находится еще один его ресторан, где работают… слепые официанты. А еда подаётся в полной темноте.
Я пообещал сходить туда в следующий раз, а сам задумался. Помните фильм «Величайший шоумен» с Хью Джекманом в главной роли? Он создал цирк уродов, который в итоге стал суперуспешным коммерческим проектом. Так устроен человек – его притягивает всё странное и необычное.
Действительно ли рестораны Герма с глухими и слепыми официантами – лишь социальная миссия? Или он просто хороший коммерсант, делающий бизнес на людях с ограниченными возможностями? Что думаете?
Подпишитесь на мой канал: я рассказываю интересные истории из путешествий и не только.