Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

О чем молчит Дворкин — комментарий к интервью сектоведа. Часть 2

Часть 1

Дворкин: «Как и любая секта, это своего рода лагерь, своего рода ГУЛАГ. Но у него, собственно, есть опыт реального ГУЛАГа. Но, вообще, он, конечно, человек… понимаете, далеко не каждый человек… может своего попутчика забить арматурой до смерти, потом привязать бетонные плиты и утопить в пруду. То есть все-таки большинство людей на это не решится, не сможет через себя переступить. Если он может, то это показывает, что жизнь человеческая для него ничто. В этом смысле человек, который признает только силу, только насилие. Каким он был, таким он, очевидно, и остался. То есть такой тюремный волк!»

Да. Видимо, так. Но это говорит о том, что люди, которые отвечают за духовную жизнь своей паствы митрополит, например видимо, не могут отличить уголовника, человека, для которого жизнь человеческая вообще ничто, от духовного человека, от старца. Почему? Да потому что никто духовной жизнью не занимается вообще! Выгоден, приносит деньги, какую-то пользу: храмы строит, монастыри, спонсоров привлекает и пусть работает. Всё! Ни о какой духовной жизни просто речи нет. А если невыгоден, пусть ты семи пядей во лбу и замечательный человек ты просто не нужен.

Это еще одно подтверждение того, что Сергий Романов является продуктом РПЦ в том состоянии, в каком она сегодня существует. Он похож на кончик той стрелки, которая указывает направление движения всей Церкви. Сергий очень чутко уловил все процессы, которые происходят в недрах РПЦ, какая она есть на самом деле! Он уловил культ личности, как происходит контроль сознания и просто чуть-чуть поднажал, дожал всё это до крайности. Сергий наиболее радикален, где-то вышел за «флажки», пересек какую-то черту дозволенного, сорвался с цепи и выступил против патриарха, против митрополита, стал обличать (из-за коронавируса). Но если бы этот коронавирус не случился, он до сих пор продолжал бы нести ту пургу, которую он несет, так же заниматься отчитками. Но стоило только ему вякнуть против патриарха, митрополита он тут же попал под раздачу.

А народ церковный симпатизирует Сергию — вон сколько вокруг него последователей! Люди видят в нем своего, потому что они в Церкви видят всё то же самое, но только в прикрытом, замаскированном виде. Поэтому людям Сергий видится последовательным, честным, открытым. Он всё, что было скрыто, просто вытащил наружу.

Сейчас вся королевская рать, паля из всех информационных орудий, отмежевывается от Сергия, говоря, что он мракобес, «махровый» сектант, что его уже лишили сана, что он вышел от нас, но никогда нашим не был. Чтобы народ осознал, что послушание, конечно, да, но послушание не какому-нибудь священнику, а высшим иерархам! Я думаю, что уже информационно готовят какие-то силовые действия и уже заранее народ настраивают, чтобы правильно среагировали, а то мало ли какие волнения начнутся.

И самый неприятный для всех этих церковных спикеров вопрос, который задают журналисты: «Как же так получается, что люди ему верят и за ним идут?» На «Спасе» вышла целая передача, посвященная этому вопросу, где была сказана причина, почему народ так себя ведет.

Елена Жосул, ведущая телеканала «Спас»: «Ну, собственно, о. Димитрий, разве у себя там, ну, может, не на вашем приходе, но вокруг вас, когда мы видим современную православную нашу воцерковленную даже публику, там же очень часто уровень церковной безграмотности ужасающий. Собственно говоря, на месте этих людей могли и другие с легкостью оказаться?»
Иерей Дмитрий Кельманов: «Конечно, такая ситуация могла случиться, потому что, действительно, уровень духовного образования как наследие многих лет безбожия, поражает. И только грамотная катехизация, грамотная работа с прихожанами могут исправить ситуацию».

Мне это напоминает евангельское: «Но этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7:49). Это фарисеи так говорили про тот народ, которым духовно руководили. И вот современный нам православный священник на православном телеканале «Спас» говорит примерно то же самое: «Народ сей невежда в законе, недостаточно катехизирован». И всю передачу они на полном серьезе говорят, что просто народ недостаточно образован, надо повышать уровень катехизации.

Давайте проведем мысленный эксперимент! Представим себе, что молодой человек идет по улице, у него прекрасное настроение, всё на позитиве. Видит: сидит пьянчужка такой понурый, задумчивый. Молодой человек думает: «Дай-ка я сделаю доброе дело, поговорю с этим человеком. Авось он одумается и перестанет пить». Подсаживается к нему и говорит: «Ну, что, пьешь?» А тот обрадовался, что с ним кто-то хочет поговорить: «О! Давай поговорим!» И вот они сидят, беседуют, и этот молодой человек говорит о том, что пить это плохо, что он губит себя. Заканчивается разговор тем, что этот пьяница говорит: «Водка зло! Пьянство грех! С сегодняшнего дня, прямо сейчас, прекращаю, завязываю навсегда! Всё! Больше не буду пить!» Этот молодой человек думает: «Вот! Сделал доброе дело: человеку объяснил, он всё понял. Теперь он точно не будет пить!» И пошел этот наш молодой человек с чувством выполненного долга в храм поставить свечку за здравие своего нового знакомого и в благодарность Богу за то, что Господь позволил сделать ему это доброе дело!

Вопрос: через какое количество времени этот пьяница пойдет и напьется? В чем ошибка этого молодого человека? На мой взгляд в том, что он воздействовал исключительно на уровень сознания, на интеллектуальный уровень, полностью игнорируя то, что у этого человека болезнь. У него повреждена эмоциональная, чувственная сфера, воля всё повреждено. И то, что он прекрасно понимает, что пить плохо, это не значит, что он бросит пить. Точно так же и эти умные люди в студии на полном серьезе рассуждают о том, что просто нужно народу объяснить, полностью игнорируя чувственную, эмоциональную сферу людей. Хотя один из участников упоминает об «эмоциональной вере», но как о чем-то плохом.

Е. Жосул: «Чем Сергий подкупает и "берет" людей? Что есть в его образе, паблисити его? Что есть такое, на что люди идут?»

Кстати, обратите внимание: сама постановка вопроса уже подразумевает ответ, что люди виноваты, народец опять подкачал. Не подразумевается, что, может быть, это мы создали условия для того, чтобы Сергий появился.

Сергей Худиев — писатель, журналист: «Ну, вот это то самое поверхностное очарование, о котором я говорил, и оно может проявляться в разных сферах жизни: в корпоративной сфере, в бизнесе, когда человек кажется окружающим гением, который, вообще, по воде ходит. С другой стороны, есть люди, потерянные в жизни, которые ищут, на кого можно опереться, и, действительно, я могу согласиться, что проблема в том, что люди недостаточно наставлены в вере, недостаточно катехизированы, и часто, конечно, это и собственное нежелание. Они ищут эмоциональной веры, которая мало интересуется собственно догматикой, а эта эмоциональная вера смешивается с какой угодно теорией заговора в любых пропорциях. И, конечно, тут целый комплекс проблем, которые с этим связаны, но, думаю, конечно, что мы должны прежде всего наставлять людей в православной вере».

Видите: «наставлять людей в православной вере»! А эмоциональная вера, которую люди ищут, вообще не учитывается. Максимум это катехизировать людей. 30 лет пытаются катехизировать, и всё никак не получается. Почему не получается, об этом тоже можно сказать.

С. Худиев: «И говорить о том, что быть в согласии с Христом ― это быть в согласии с Церковью. То есть если человек выступает против Церкви, то мы должны от него бежать. За чужим же не идут ― как в Евангелии сказано. Когда появляется какое-то разделение Церкви, какое-то противление Церкви ― всегда нужно бежать. Это абсолютно четкий знак, что происходит что-то очень-очень не то».

Здесь можно, конечно, согласиться, но интересно: а я, например, выступаю против Церкви? Я как-то сопротивляюсь ей с точки зрения вот этого участника передачи? Было бы здорово в передаче на телеканале «Спас» обсудить те вопросы, которые я здесь поднимаю! Можете себе представить такую дискуссию? Мы сидим и обсуждаем пять признаков тоталитарной секты: в этой передаче один признак обсудим, в следующей другой. Поговорим, призовем экспертов, обменяемся мнениями. Можете себе такую дискуссию представить? И что было бы здесь против Церкви? Не знаю, что он имеет в виду. У меня складывается впечатление, что людям ставят в упрек то, что они не того послушались. То есть навык подчинения-то у них есть, но надо ж подчиняться митрополиту и патриарху, а не какому-то Сергию!

Краткий промежуточный итог: Сергий, конечно же, является плодом РПЦ в том ее состоянии, в каком она находится. Церковь, конечно же, не такая радикальная и не настолько секта, но именно она, по сути дела, создала возможность процветания для таких деятелей, как Сергий. Она приносит не только такой плод, но и другие плоды. Но если брать в сухом остатке, то вся наша РПЦ является одним большим Среднеуральским женским монастырем.

Чем людей привлекает Сергий? Во-первых, тем, что они видят в нем своего, потому что всё то же, но не столь радикальное, они видят вокруг себя, в церковной повседневности. Второе это то, что Сергий говорит правду, как им кажется. У него есть прямота. Он может сказать патриарху: «Ты не прав!» Митрополиту: «Ты не прав!». Неважно, прав или неправ сам Сергий, но он это говорит. Если бы у нас, внутри нашей Церкви, была бы внутрицерковная дискуссия, о которой я только что говорил! Например, на телеканале «Спас» сделали бы передачу, где была бы возможность высказаться и передать митрополиту, патриарху, с чем мы не согласны то тогда Сергий не пользовался бы таким спросом. Но внутрицерковная дискуссия отсутствует, поэтому он людям нравится. Пусть он сана лишен, пусть неправ канонически, пургу несет, но он, по крайней мере, может сказать: «Церковь наша соборная!» Соборная это не значит, что мы собрали людей с разных уголков и вместе молимся. Соборная это значит, что у каждого из нас может быть свое мнение, и это мнение должно учитываться.

Еще одну мысль высказал о. Андрей Кураев на тему, что привлекает людей в Сергии Романове.

Яков Широков, журналист «Эха Москвы»: «В чем загадка вот такой популярности Романова? Чем он привлекает людей?»
Андрей Кураев: «Тем же, чем привлекает часть русской молодежи ислам в своих крайних версиях. Он, как им кажется, дарит им право на ненависть. То есть когда очень хочется сказать, что все вы пидорасы, и дали бы мне огнемет, я бы вас всех выжег и так далее. Всю эту Гейропку и Америку поганую с Госдепом и так далее. Но христианина все-таки хотя бы поверхностное знакомство с Евангелием сдерживает от публичного высказывания такого рода своих затаенных мечтаний. А приходит какой-нибудь исламистский вербовщик и говорит: “Я готов к твоей исконной и правильной ненависти приложить религиозное оправдание. То есть христиане говорят, что ты грешник, а ты на самом деле герой веры. Я тебе нимб принес. Давай, ты только нашу веру прими ― и в нашей вере ты будешь героем”. Это очень сильный аргумент для определенного рода некоторых героев Донбасса, скажем так. Так же и здесь».

Очень ценная мысль, согласитесь! Если я правильно услышал о. Андрея, то Сергий дает право на агрессию своим последователям. То есть он сам ведет себя очень агрессивно, и таким образом легализует ту агрессию, которая есть у его последователей. И человек, если накопилось, имеет право повести себя агрессивно, не комплексуя по поводу того, что это грешно, потому что так делает духовный наставник. Ведь у нас на самом деле в Церкви с этим очень большая проблема. У нас же всё табуировано: гнев это грех, злиться, обижаться нельзя! Куда ни ткни — всё запрещено!

Тот народ, про который фарисеи говорили, что он невежда в законе, умел отличить пастыря доброго от самозванцев. И с точки зрения Христа этот народ был не так уж и глуп, хоть он и невежда в законе. И мне кажется, что и наш, российский народ, в этом отношении ничем не отличается. У нас ведь тоже люди в основной своей массе верующие, православные, но невоцерковленные уже много лет. Почему? Может быть потому, что люди считают, что если поскрести церковную позолоту, то за ней они увидят фарисейство?

Картина маслом: схимонах стоит на амвоне на фоне Царских врат. На нем пасхальная епитрахиль и наперсный крест. И он проклинает! Анафематствует! Это сюр какой-то! Там нет любви! Там злоба, ненависть! Ничего духовного нет!

Мне кажется, люди во многом правы. Действительно: нечего на зеркало пенять, коль рожа кривая. Посмотрите в это зеркало, Ваше Святейшество, Высокопреосвященство, Преосвященство! Вы посмотрите сюда — это ваше зеркало!

Вы скажете: «Как же ты говоришь, что любишь Церковь?! Что ты сейчас говоришь?!» А как можно такое любить? Ну, вот только так и можно! Ты либо будешь ненавидеть Церковь и поливать ее грязью вроде Невзорова, либо создашь себе иллюзию и будешь считать, что каждый епископ у нас — пастырь добрый, готовый душу свою положить за овцы. А каждый священник настоящий христианский священник, исполненный добродетелей. А каждый монах у нас это человек, сошедший с икон. Можешь так смотреть, конечно, но тогда ты будешь любить не Церковь, а свои иллюзии, бесконечно сталкиваясь лбом с тем, что реальность не соответствует твоим представлениям о ней.

И только когда ты увидишь подлинную картину, выдержишь это, а за этим увидишь распятого Христа, тогда сможешь ее любить по-настоящему, понимая состояние, в каком она находится. Понимая, что это не новость, потому что и древние пророки тоже обличали и критиковали, говорили и призывали, а их побивали камнями. Всё это было, и Христос так же делал: фарисеев обличал. В итоге Его распяли. Раньше было ровно то же самое, что и сейчас. Вот когда ты реальную картину увидишь, тогда ты сможешь реально любить Церковь .

Здравствуйте!