Найти тему
Камилла Нигматуллина

Транслируй меня полностью

Через неделю смешанного обучения у меня развилась паранойя – кажется, что в каждый момент времени нужно фиксировать свое присутствие и отчитываться после совершенных действий. Сообщения от коллег и студентов теперь приходят не только в социальных сетях и на все возможные почты, но теперь и через MS Teams. Студенты из-за рубежа просят транслировать занятия онлайн, офлайновые студенты ждут классической работы в аудитории, при этом нужно успевать фиксировать, кто присутствовал во всех измерениях и сколько из них иностранных граждан.

как бы не задохнуться от напряжения
как бы не задохнуться от напряжения

Когда весной мы погрузились в дистанционное образование, то основная жалоба студентов и преподавателей была связана с отсутствием технической возможности и двойной нагрузкой. Сегодня эту нагрузку можно назвать тройной. Получается, что каждый курс одновременно отрабатывается в двух форматах, но и отчетность нужно составлять тоже по всем форматам.

Вот и получается, что сначала готовишь презентацию для очной лекции, затем создаешь онлайн-класс для отсутствующих и отвечаешь на их вопросы в чате, коммуницируешь с разными студентами на разных платформах, не забываешь отчитываться и считать посещения. Для многих преподавателей стресс увеличился из-за того, что вуз поменял коня, то есть программное обеспечение, на переправе. А чем функциональнее и лучше софт, тем больше ресурсов техники он потребляет.

Один из выходов – вести и очные, и онлайн-занятия из здания вуза, поскольку там есть необходимая техника и софт. Онлайн-занятия же созданы для минимизации рисков физического контакта, но на работе они как раз увеличиваются. Непонятно также и зачем онлайн-лекции проводить в строго определенное время, если этот формат не подразумевает большой коммуникации с аудиторией, и вполне спокойно можно ответить на вопросы после видеозаписи лекции в чате курса.

Но есть и позитивный опыт. Если раньше для коммуникации с разными группами мы создавали разные страницы, диалоги в социальных сетях или каналы в мессенджерах, то сейчас все подопечные замкнуты на одну платформу, экосистему которой покидать не хочется (если ноутбук достаточно мощный, именно на него ушла половина отпускных). Студента всегда можно обнаружить по корпоративному адресу, а если он не откликается, то со спокойной душой отчитываться, что студент не вышел на связь. (Раньше приходилось звонить даже родителям, чтобы обнаружить пропажу).

В общем, практика двойного транслирования себя в офлайне и онлайне может привести к тому, что в обозримом будущем студенты смогут выбирать, какой формат им удобнее, и это уже происходит. Даже без уважительной причины вроде хронических заболеваний они отпрашиваются в онлайн, раз уж он существует для иностранных студентов. Возможно, в этом есть смысл, чтобы обеспечить хорошую посещаемость на курсе. Но есть риск, что ваши занятия начнут смотреть всей семьей (а это уже происходит) или всем офисом. За тот же преподавательский гонорар.

Пишите в комментариях, комфортен ли вам смешанный формат обучения и есть ли у него будущее