Найти тему
Алексей Коновалов

По следам Гипербореи. Куда ведут эти следы?

Представление о Гиперборее современного художника.
Представление о Гиперборее современного художника.

Здравствуйте, дорогие друзья. С вами исследователь истории по интернету Алексей Коновалов.

Про Гиперборею сказано и написано, вроде бы вполне достаточно, но в большинстве случаев это статьи каких-нибудь альтернативных историков или любителей паранормальных явлений. Здесь ситуация схожа с историей про Атлантиду. Про Атлантиду я уже писал, давно правда:

Была ли Атлантида?

Дело в том, что как и в истории с Атлантидой, горячие головы ищут следы Гипербореи везде, где бы то ни было. Давайте лучше заглянем в первоисточник, что пишет о Гиперборее Геродот:

"О гипербореях ничего не известно ни скифам, ни другим народам этой части света, кроме исседонов. Впрочем, как я думаю, исседоны также ничего о них не знают; ведь иначе, пожалуй, и скифы рассказывали бы о них, как они рассказывают об одноглазых людях. Но все же у Гесиода есть известие о гипербореях; упоминает о них и Гомер в «Эпигонах» (если только эта поэма действительно принадлежит Гомеру).
Гораздо больше о гипербореях рассказывают делосцы. По их словам, гипербореи посылают скифам жертвенные дары, завернутые в пшеничную солому. От скифов дары принимают ближайшие соседи, и каждый народ всегда передает их все дальше и дальше вплоть до Адриатического моря на крайнем западе. Оттуда дары отправляют на юг: сначала они попадают к додонским эллинам, а дальше их везут к Малийскому заливу и переправляют на Евбею. Здесь их перевозят из одного города в другой вплоть до Кариста. Однако минуют Андрос, так как каристийцы перевозят святыню прямо на Тенос, а теносцы — на Делос. Так-то, по рассказам делосцев, эти священные дары, наконец, прибывают на Делос. В первый раз, говорят делосцы, гипербореи послали с дарами двоих девушек, по имени Гипероха и Лаодика. Вместе с ними были отправлены провожатыми для безопасности девушек пять гиперборейских горожан. Это те, кого теперь называют перфереями и весьма почитают на Делосе. Однако, когда посланцы не вернулись на родину, гипербореи испугались, что посланцев всякий раз может постигнуть несчастье и они не возвратятся домой. Поэтому они стали приносить священные дары, завернутые в пшеничную солому, на границу своих владений и передавать соседям с просьбой отослать их другим народам. И вот таким образом, как передают, дары отправлялись и, наконец, прибывали на Делос. Мне самому известно, что и в других местах происходит нечто подобное со священными дарами. Так, фракийские и пеонийские женщины при жертвоприношениях Артемиде-Царице всегда приносят священные дары завернутыми в пшеничную солому.
И я точно знаю, что они так поступают. В честь этих гиперборейских девушек, скончавшихся на Делосе, девушки и юноши там стригут себе волосы (вероятно, инициация, связанная со вступлением в совершеннолетие). Так, девушки перед свадьбой отрезают локон волос, обвивают им веретено и затем возлагают на могилу гипербореянок (могила эта находится в святилище Артемиды при входе с левой стороны; у могилы стоит маслина). Юноши же наматывают свои волосы на зеленую ветку и также возлагают на могилу. Такие почести жители Делоса воздают этим гиперборейским девушкам.
По рассказам делосцев, еще раньше Лаодики и Гиперохи из страны гипербореев мимо тех же народов прибыли на Делос две молодые женщины — Арга и Опис. Они несли Илифии священные дары, обещанные за быстрые и легкие роды. Как передают, Арга и Опис прибыли из гиперборейской страны вместе с самими божествами [Аполлоном и Артемидой], и делосцы им также воздают почести. В их честь делосские женщины собирают дары. В гимне, сочиненном ликийцем Оленом(легендарный ликийский поэт), женщины призывают их поименно. От делосцев переняли этот обычай жители других островов и ионяне: они также поют гимн, призывая Опис и Аргу, и собирают им священные дары. Этот Олен пришел на Делос из Ликии и сочинил также и другие древние гимны, которые поются на Делосе. Пепел от бедер жертвенных животных, сожженных на алтаре, они рассыпают на могиле Опис и Арги. Могила же их находится за святилищем Артемиды на восточной стороне в непосредственной близости от зала для пиров кеосцев.
Итак, о гипербореях сказано достаточно. Я не хочу ведь упоминать сказание об Абарисе(легендарный жрец Аполлона, летающий на стреле, подаренной ему Аполлоном), который, как говорят, также был гипербореем: он странствовал по всей земле со стрелой в руке и при этом ничем не питался (в существование гипербореев я вообще не верю)."
Современная реконструкция карты мира Геродота.
Современная реконструкция карты мира Геродота.

Человек, написавший одно из первых письменных известий о Гиперборее, сам в Гиперборею не верил, хотя наши современники, в частности интернет-портал Life.ru,утверждают обратное:

"Гиперборея и Атлантида—два государства сверхлюдей. Их населяли высшие существа, обладающие мистическими способностями. Они владели телекинезом и были бессмертны, а их технологии опередили время на тысячи лет. Так, по крайней мере считали древние греки, в частности, отец истории Геродот."

О происхождении Атлантиды Геродот не упоминал. Первый человек, упоминавший об Атлантиде в своих сочинениях, был Платон, родившийся за три года до смерти Геродота. Так что автор портала Life. ru выдаёт желаемое за действительное.

Вот Гай Плиний Секунд, энциклопедист, собиратель знаний, был более оптимистичен, чем Геродот:

"За [Рипей­ски­ми] гора­ми и акви­ло­ном живет, если толь­ко мож­но пове­рить, бла­жен­ный народ так назы­вае­мых гипер­бо­ре­ев. Они дости­га­ют очень пре­клон­но­го воз­рас­та (тыся­че­лет­не­го, если верить Пин­да­ру V в. до н. э.,и Мега­сфе­ну ок. 300 г. до н. э.;)и про­слав­ле­ны леген­дар­ны­ми чуде­са­ми. Здесь, как пола­га­ют, нахо­дят­ся пет­ли, на кото­рых вер­тит­ся мир (car­di­nes mun­di), и самые даль­ние края звезд­ных орбит. [Эти места быва­ют] осве­ще­ны Солн­цем в тече­ние полу­го­да, но не так, как гово­рят люди несве­ду­щие, от весен­не­го рав­но­ден­ст­вия до осе­ни. Для [гипер­бо­ре­ев] Солн­це каж­дый год вос­хо­дит одна­жды, в день лет­не­го солн­це­сто­я­ния, и захо­дит одна­жды, в день зим­не­го солн­це­сто­я­ния. Область их теп­лая, [кли­мат] счаст­ли­вым обра­зом сораз­ме­рен, без каких бы то ни было вред­ных миаз­мов. Дома­ми гипер­бо­ре­ям слу­жат леса и рощи. Как порознь, так и собор­но (vi­ri­tim gre­ga­tim­que)они покло­ня­ют­ся богам, нико­гда не ведая рас­прей и обид. Уми­ра­ют они толь­ко когда насы­ти­лись жиз­нью: задав пир и ума­стив свою ста­рость дра­го­цен­ны­ми мазя­ми, бро­са­ют­ся с неко­ей ска­лы в море. О бла­жен­ней­ший вид погре­бе­ния!
Неко­то­рые [авто­ры] селят гипер­бо­ре­ев не в Евро­пе, а на бере­гах ближ­ней [к ней] части Азии, пото­му что там есть народ под назва­ни­ем атта­ки, со сход­ны­ми обы­ча­я­ми и место­оби­та­ни­ем. Дру­гие поме­ща­ют их в середине меж­ду дву­мя Солн­ца­ми: запад­ным — [Солн­цем] анти­по­дов — и восточ­ным — нашим. Но тако­го нико­им обра­зом не может быть, пото­му что [этот про­ме­жу­ток] занят огром­ным оке­а­ном. Те, кто поме­ща­ют их имен­но в стра­ны полу­го­до­во­го дня, рас­ска­зы­ва­ют, буд­то они утром сеют, жнут в пол­день, сры­ва­ют пло­ды с дере­вьев вече­ром, а ночью укры­ва­ют­ся в пеще­рах.
Сомне­вать­ся в [суще­ст­во­ва­нии] это­го наро­да нель­зя: мно­гие источ­ни­ки свиде­тель­ст­ву­ют, что они име­ли обык­но­ве­ние слать начат­ки пло­дов на Делос Апол­ло­ну, кото­ро­го осо­бен­но чтут. [Быв­шие у гипер­бо­ре­ев] в поче­те девы при­но­си­ли эти дары в свя­ти­ли­ще наро­дов ряд лет, пока не уста­но­ви­ли обы­чай — по той при­чине, что оскорб­ле­на была их довер­чи­вость — остав­лять свои при­но­ше­ния у гра­ниц сосед­них наро­дов, чтобы те пере­да­ли их сле­дую­щим соседям и так далее вплоть до Дело­са."

В отличие от Атлантиды, где все источники ссылаются на одного автора, Платона, из чего можно сделать заключение, что она была им выдумана, Гиперборея упоминается различными источниками, где каждый независим от другого, из чего напрашивается заключение, что тема эта была некогда популярна, сказание о Гиперборее можно считать древнегреческим мифом, подобно раннехристианскому мифу о земле блаженных макаринов, или камаринов, о которых я когда-то, в своё время написал статью Географическое положение рая.

Гиперборея—это представление людей о дальних странах, где царит всеобщее счастье, и судя по мнению Геродота, уже в античные времена было немало скептиков, сомневающихся в существовании таких стран. Много людей спорили, и спорят, где находится Гиперборея. Это и Норвегия, и Кольский полуостров, и Уральские горы. И все они правы, и никто не прав. Гиперборея могла быть везде, где край света по представлениям древних греков. Если всерьёз браться за поиски Гипербореи, то следущим этапом будут поиски останков аримаспов (одноглазых людей) и кинокефалов (собакоголовых).

На этом позвольте откланяться. До свидания, будьте здоровы.