Почему «комбинаторы» из «12 стульев» и «Золотого телёнка» сильно различаются?
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
В сети живет устойчивая версия, что прототипом «великого комбинатора» Остапа Бендера был мелкий мошенник Осип Шор. В отношении «12 стульев», скорее всего, так и есть. Но вот только не в случае с «Золотым телёнком». Во втором произведении мы видим совершенно иного авантюриста. Это матерый шантажист с волчьей хваткой, а не какой-то «есть ли в вашем городе невесты»
Причина подобной трансформации весьма проста – у двух разных Бендеров были два разных прототипа. Второй был срисован с ярославского кинопромышленника Григория Либкена, который использовал свою кинофабрику как прикрытие для шантажа многих дореволюционных миллионеров.
Сведения о Либкене Ильф и Петров стали собирать во время визита в Ярославль, где и родился сюжет «Золотого телёнка». Ярославль в романе представлен в качестве Арбатова (то есть города под боком от Москвы). Здесь в Ярославле был рожден образ Козлевича, который был «скопирован» с известного местного частного таксиста Иосифа Сагассера. Но вернемся к Бендеру и Либкену
Похождения «комбинатора» в «Золотом телёнке» - это фактическая копия «авантюр» ярославского персонажа. Тот поначалу вовсе не думал заниматься кинематографом. Сперва он держал колбасное производство, деньги на которое обманным путем выманил у одного вологдского купца. Либкен мошенник был еще тот. В 1905 году он попытался имитировать нападение на свой магазин. Однако следствие выяснило, что «еврейский погром» оказался банальным страховым мошенничеством
Новые авантюры начались, когда Либкен открыл над магазином кинотеатр «Волшебные грёзы». В конкуренции с расположенным рядом кинотеатром Бобринского он не преуспел, однако родил новую идею. Он создал в Ярославле кинофабрику. По сути это были пресловутые «Рога и копыта». Фильмы, конечно, фабрика снимала и немало, только вот прибыль приносила совершенно иным путем.
Познавательный канал про маркетинг и рекламу REDCAT
Либкен тщательно изучал газетные публикации, после чего снимал фильм, так сказать на документальной основе. Обычно с каким-то скандальным сюжетом. А в фильме всех персонажей называл своими именами. Из серии: «Лента основана на реальных событиях». Конечно, герои фильма представали перед публикой в самом негативном свете. После чего ленту показывали «протагонистам» или же их представителям.
Именно таким был первый ярославский фильм «Драма на Волге». Первоначально он назывался «Дочь купца Башкирова». Сюжет, надо сказать, был весьма двусмысленный (с трупами, всякого рода любовниками и сомнительными связями). Ленту заблаговременно показали указанному купцу и дали выбор, либо «слава» на всю Россию, либо плата, которая пойдет на то, чтобы перемонтировать фильм. Купец предпочел расстаться с деньгами
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»
Либкен проворачивал подобную схему несколько раз. В итоге он «воодушевился» настолько, что решили шантажировать «водочного короля России» Смирнова (к слову сказать, тоже ярославца). И опять ему всё сошло с рук. В итоге компрометирующий фильм переделали, и Смирновы превратились в Волжиных. А касса кинофабрики пополнилась суммой с пятью нулями (по дореволюционным меркам – фантастически много).
Собственно Либкен закончил приблизительно так же, как Остап Бендер в «Золотом телёнке». В 1918 году его кинофабрика и большая часть фильмов сгорела (из сотни сохранилось только полтора десятка). После этого Либкен отбыл в Константинополь. Там он был заподозрен в шпионаже на Германию. Появились британские спецслужбы и авантюрист исчез в неизвестном направлении. Желание иметь «миллионы на блюдечке с голубой каемочкой» иногда преподносят неприятные сюрпризы