Когда я заканчивал модель крейсера "Аскольд", то начал задумываться: к чему бы перейти после завершения работы. Идею неожиданно подбросила моя жена - преподаватель английского языка в колледже.
Однажды она посетовала, что кабинет у нее не оборудован техническими средствами, а так хотелось бы разнообразить занятия не просто рассказывая об Англии, но и демонстрировать какие-нибудь визуальные материалы. Так она натолкнула меня на идею заняться бумажными моделями архитектурных сооружений.
Модель лондонского Тауэра стала первым опытом. До истинного её предназначения - быть учебным пособием, - дело так и не дошло. Выяснилось, что хранить модели в кабинете негде, а оставлять открыто - значит обречь на растерзание руками диких студентов.
Впрочем, совсем избежать повреждений не удалось. Некоторое время модель хранилась на полке с шарфами, где, легкими взмахами женских платков, лишилась флюгеров на двух башнях. Делать их заново не было сил.
Вообще, женщины возмутительно легкомысленно относятся к таким вещам. Модели лучше дома не хранить, либо хранить их в бронированном сейфе, где не протирают пыль заботливые женские руки.
Итак, Лондонский Тауэр. Работа над моделями не только позволяет ощутить радость творчества, но и стимулирует интерес к истории объекта, послужившего основой для моделирования.
После своей победы в битве при Гастингсе в 1066 году, Вильгельм Завоеватель принялся возводить по всей Англии оборонительные сооружения, для устрашения покоренных саксов. Кстати, для интересующихся историей читателей, могу порекомендовать замечательную лекцию Клима Жукова, посвященную легендарной битве.
Всего деятельный государь построил 36 замков. Так в Лондоне к 1078 году был построен Тауэр, совмещавший в себе функции крепости и королевской резиденции. Назвали его, в переводе на русский, попросту Башня. Вильгельм с названиями, видимо, не заморачивался.
Это массивное каменное здание 32 х 36 метров и высотой около 30 метров (двенадцатиэтажный дом, на минуточку!) Толщина стен башни достигает 4 метров!
Юго-восточный угол замка, выдвигается полукругом за периметр сооружения. В этом месте находится Капелла святого Иоанна. Полукруглая стена капеллы была пристроена к уже существующим на тот момент стенам, поэтому считается, что она не входила в первоначальный план сооружения. Есть сведения, что капелла была построена из камня, специально привезенного из Франции.
Замок имеет четыре башни - три квадратные и одну более крупную, круглую с винтовой лестницей.
По традициям той поры, вход в Тауэр располагался намного выше уровня земли. Для повседневного движения использовалась приставная деревянная лестница, которая без труда убиралась в случае опасности.
В основании Тауэра расположен большой подвал и действовал колодец.
Первый этаж замка предназначался, очевидно, для нужд констебля, королевского управляющего Тауэра в Лондоне. На втором этаже располагался большой зал и жилые помещения для короля и его семьи. До нашего времени убранство этих помещений не дошло.
Так как замок предназначался для высокопоставленных особ, он оборудовался по последнему слову средневековой техники. В стены были встроены туалеты - да, вероятно некоторые из вертикальных выступов исполняли эту функцию. Для отопления имелись четыре камина.
Наследника Завоевателя, вероятно Вильгельма II, угнетал мрачный вид замка и он повелел его побелить. После этого за сооружением закрепилось название Белая Башня (White Tower).
Любопытный факт. Не так давно узнал, что стены и башни Московского Кремля регулярно белились вплоть до 20 века. Видимо, темные цвета угнетали не только английских монархов!
Потомки Вильгельма I принялись обносить Башню новыми оборонительными сооружениями. Были сформированы два кольца стен замок был по внешнему периметру обнесен глубоким рвом. В основном работы были закончены при Ричарде Львиное сердце.
За свою 900-летнюю историю Лондонский Тауэр был крепостью, дворцом, хранилищем королевских драгоценностей, арсеналом, монетным двором, тюрьмой, обсерваторией, зоопарком, местом, привлекающим туристов.
В процессе создания модели я допустил одну ошибку. После "Аскольда" деталировка показалась мне простенькой и несложной в изготовлении. Поэтому я распечатал развертки на обычном ватмане.
Разочароваться в выбранном материале пришлось довольно скоро. Выяснилось, что краска плывет при соприкосновении с клеем ПВА. И если на первых порах, при склейке крупных деталей, это не доставляло особых неудобств, то при выклейке зубцов стен, крыш башен и прочих мелких деталей, такое поведение бумаги уже напрягало.
Для моделирования лучше пользоваться бумагой для струйной печати. Лично я предпочитаю матовую бумагу Lomond 170 gsm. Она достаточно плотная для работы и краска на ней не расплывается.
На этом все. Напоследок прикладываю фотографию реального Тауэра.
Благодарю за внимание!