С мая по июль 2020 года международная рекрутинговая компания Hays в России совместно со Skyeng и GeekBrains провела исследование «Образование и карьера: актуальность MBA». В нем приняли участие 4867 профессионалов и 286 работодателей — представителей российских и зарубежных компаний, ведущих свою деятельность в РФ.
Насколько популярно получение степени
На сегодняшний день степень MBA есть у 9% опрошенных сотрудников, а 3% получают ее в настоящее время. При этом 18% всех опрошенных специалистов планируют получить степень MBA в ближайшие 1–3 года. Большинство из них занимает руководящие должности.
Пустой тратой времени и денег MBA считают только 15% сотрудников. Для остальных 85% это возможность расширить деловые связи, получить новые знания и систематизировать уже имеющиеся, повысить собственную ценность на рынке труда или ускорить карьерный рост.
Как степень MBA влияет на карьеру
После получения степени MBA рассчитывают на повышение заработной платы 85% сотрудников. При этом 37% ожидают, что рост составит 21–50%. Но у работодателей другое мнение. Только 21% из них готовы настолько поднять зарплату после получения MBA, а большинство — 40% — готовы повысить ее не больше чем на 10%.
61% работодателей согласны, что MBA в целом расширяет карьерные возможности. Но для 39% остаются важнее личные качества и профессиональные навыки сотрудника. Половина работодателей также считает, что MBA не гарантирует профессионалу наличие необходимых навыков, и не рассматривает степень как преимущество при выборе кандидата.
Кому нужна степень MBA
О получении MBA, по мнению 80% опрошенных работодателей, стоит задуматься тем, кто занимает руководящие должности: главам отделов, функций и департаментов, менеджерам группы.
Hays также попросила работодателей указать одну или несколько специальностей, для которых получение MBA актуальнее всего. 91% ответов пришелся на сферу стратегического развития бизнеса. За четыре года уровень актуальности MBA для этого направления не изменился.
55% ответов пришлось на сферу продаж, маркетинга и PR. Чуть менее популярны оказались бухгалтерия и финансы — их выбирали в 35% случаев. Другие специальности набрали незначительное количество ответов.
Как выбирают программу обучения
Hays предложила тем, кто получил или планирует получать степень MBA, определить критерии, по которым они выбирают программу обучения. Сотрудники могли назвать несколько вариантов ответа. Большинство — 61% — смотрят, есть ли в школе зарубежные преподаватели, используется ли в обучении метод case studies и интересна ли сама программа. 55% считают важным, чтобы школа была престижной. Для 48% выбор определяет также удобство формы обучения, а для 41% — его стоимость.
Удобнее всего получать MBA удаленно или в формате частичной занятости, уверены 89% специалистов. Только 10% из них готовы временно прекратить работу и полностью погрузиться в учебу. Тем не менее 59% работодателей готовы дать сотрудникам перерыв ради MBA, но в рамках ТК РФ, в счет отпуска.
Оплата обучения чаще всего лежит на самих сотрудниках. 66% получивших степень вкладывали в это собственные сбережения. Сейчас только 31% работодателей готовы полностью или частично компенсировать получение степени MBA сотруднику при условии, что после этого он проработает в компании определенное время и вернет часть средств в случае преждевременного ухода.
Вместе с тем работодателей попросили поделиться, какая бизнес-школа ценится выше всего при выборе кандидата. 42% отметили степень МВА, полученную за рубежом, 28% — MBA, полученную в топ-10 европейских бизнес-школ, 27% устроит партнерская программа MBA западной школы в российском вузе, еще 22% оценят MBA, полученную в топ-10 американских бизнес-школ, и лишь 7% отметили российскую степень МВА. При этом еще треть работодателей — 32% — сказали, что нет никакой разницы: главное — наличие MBA.
«Очевидно, что степень MBA остается ощутимым конкурентным преимуществом в основном для руководителей. Большинство сотрудников получают необходимые знания и навыки в процессе работы и в ходе самостоятельного обучения. При этом растет популярность и количество видов дополнительного образования. Среди профессионалов наметилась тенденция оценивать его эффективность так же высоко, как и эффективность высшего профильного образования», — прокомментировал результаты исследования Алекс Штейнгардт, генеральный директор Hays в России.
Основные выводы:
· 9% опрошенных сотрудников получили степень MBA, и еще 18% планируют получить степень в ближайшие три года.
· 52% работодателей не считают MBA преимуществом при выборе сотрудника.
· 39% работодателей считают личные качества и навыки сотрудника более важными для развития карьеры.
· Тем не менее получение степени остается актуальным для руководителей в сфере стратегического развития бизнеса.
· Популярность MBA снижается на фоне усиления сферы дополнительного образования.