Часть 1. Путь программиста
Привет, я Александр Коловатов. Это история о том, как начать всё сначала – в двух частях. В первой я рассказываю, как решился стать программистом, а во второй – как стал. Моя история не про успех – скорее, про сомнения, неудачи и срывы. Но она настоящая и её полезно узнать всем, кто хочет изменить свою жизнь.
Intro. Менять профессию в 30 – это нормально?
Вообще да, хотя нам и кажется, что нет. Мы боимся потерять место под солнцем, не хотим учиться новому, потому что не готовы к неудачам, которые поджидают нас на первых порах. Но на самом деле, неудачи не ждут момента, чтобы напасть. Они просто случаются, когда мы берёмся за что-то неизвестное, ведь у нас нет достаточного опыта, чтобы справиться с этим без ошибок. Но разве это причина, чтобы отказываться от мечты?
Подходящего и неподходящего возраста для перемен нет. В юности мы учимся новому на одном дыхании, не думая о том, что нам тяжело. А в 30 мы уже знаем, где можем набить синяки, и поэтому готовимся к худшему. Это вредный паттерн мышления, сломать его можно или в кабинете у психотерапевта, или «в поле».
Я чуть не попался в западню стабильности: у меня уже было всё, к чему стремятся люди – работа, дом, семья. Но я чувствовал, что занимаюсь не тем. Можно было затравить внутренний голос, не слушать его и жить дальше просто и скучно. Но оказалось, что желание, которое зрело во мне всю жизнь, сильнее.
Сейчас я создаю iOS-приложения в одной из топовых IT-компаний страны – в «Лайв Тайпинге». Этот путь я прошёл с нуля, не зная о программировании абсолютно ничего. О том, что такое возможно, я и расскажу в статье.
Мне 17. Поступаю в СИБАДИ, потому что на зарплату айтишника не прожить
В детстве я обожал компьютеры, но после школы выбрал другую специальность. Из-за зарплаты. В 2000-х программисту платили 15 тысяч, как продавцу в бакалее. Жить на такие деньги я не хотел, поэтому поступил в Сибирский автомобильно-дорожный институт на автомеханика.
Я ходил на пары, подрабатывал, а на пятом курсе устроился на полную ставку в автосалон Honda. Оттуда на целых шесть лет попал в филиал DAF – нидерландской фирмы, которая производит грузовики. Четыре года набирался опыта: диагностировал поломки американских и европейских грузовиков, менял им прошивку, мог отрубить ограничитель скорости или снизить экологический стандарт с Евро-5 на Евро-3 – и стал коммерческим директором.
У меня были подчинённые, высокая зарплата и полное понимание того, что нужно делать. Но через два года я ушёл ради собственного бизнеса, в котором наделал кучу управленческих ошибок и в итоге закрыл его.
В начале 2015 года, один из моих лучших друзей предложил открыть квест-комнату. Это было до того, как квесты стали мейнстримом, поэтому идея показалась мне свежей, а дело – интересным. Почти пустой рынок в Омске обещал хорошую прибыль, и я согласился.
Мне 28. У меня свой бизнес – квеструм в Омске
Первый квест мы открывали по франшизе, поэтому нам дали всё необходимое: сценарий, планы, техническое оборудование. Мы с другом обустраивали комнату своими руками, нам потребовалась только помощь электрика и программиста. Причём то, что делает электрик я понимал (сказался опыт автомеханика), а вот работа программиста была для меня за гранью. Какой-то код, как-то вшивает в микроконтроллер – магия. Я ничего не понимал, но хотел так же. Что-то у меня в мозгу щёлкнуло, но я не сразу смог распознать этот сигнал.
Я начал читать книжки, изучать документацию, спрашивал совета у знакомых, и на следующих квестах мы настраивали всё сами. От этого я получал настоящий кайф.
Бизнес был прибыльным, но рынок быстро насытился, люди наигрались, и мы встали на мель. К тому же просчитались с арендой: расширили помещение, но не успели застроить его квестами – у нас было много пустого места, за которое мы просто отдавали деньги.
Стало понятно, что квесты не смогут обеспечить нам безбедную жизнь. Нужно было искать что-то ещё.
Мне 29. Я начинаю всё сначала
Я больше не хотел заниматься бизнесом. Всё это время я вкладывался в других людей, в другие дела, но не в себя. А я хотел, чтобы у меня были навыки, за которые меня будут ценить как специалиста. И мне нужно было такое дело, которое позволит развиваться, получать новые знания и будет приносить стабильный доход. И тут я понял, что «щёлкало».
Я вспомнил про свою страсть к компьютерам. За 10 лет отношение к программированию в России изменилось: теперь никто не поспорит с тем, что это профессия настоящего и будущего. В ней нет потолка ни по навыкам, ни по зарплате, а работать можно из любой точки мира. Меня с юности тянуло писать код, но что-то постоянно мешало. Да и стабильный доход не мотивировал учиться новому. Так что моё падение в бизнесе стало точкой взлёта в айти. Меня ждало много минусов на первом этапе: небольшая зарплата новичка, работа в подчинении, постоянная учёба (любой айтишник – «вечный студент», потому что всегда учится чему-то новому). Но я был к этому готов.
Должен предупредить, что моя stairway to heaven подойдёт не всем, потому что во многом мне просто повезло. В учёбе мне не хватало усидчивости, стараний и мотивации, но рядом были люди, на которых я ориентировался, и которые помогали мне пережить трудности – я справился благодаря им.
Шагайте в неизвестность, но перед этим – натяните страховку
Мою решимость надо было подкрепить извне. Я спросил совета у близкого друга, который работал программистом: «Стоит ли мне попробовать? Получится ли у меня закрепиться в IT?». Он сказал, что, учитывая мои способности, эта сфера прекрасно мне подойдёт.
Меня это успокоило – можно было делать следующий шаг. Я обратился за поддержкой к семье. Рассказал жене о предстоящем сложном периоде: минимум свободного времени, максимум усталости и почти никакого участия в семейных делах, потому что себя я буду посвящать учёбе. Жена меня поддержала, даже немного расстроилась, что я не решился на это раньше. Она была готова к тому, что какое-то время у меня совсем не будет денег и мы будем жить только на её зарплату.
Так я открыл для себя новый путь, который привёл меня на работу мечты. Подробнее о том, как это случилось – во второй части.