170,4K подписчиков

Показываю уникальную береговую батарею постройки 30-х годов. Спускаемся под землю и рассматриваем ее в деталях

32K прочитали

Не так давно нам с друзьями посчастливилось побывать на острове Кильдин. Уникальный остров, с огромным пластом истории и с сотнями уникальных сооружений на нем, стоит посреди Баренцева моря пустой и безжизненный вот уже не один десяток лет.

Уникальные сооружение на острове разрушаются, а туризм в этих краях - очень редкая штука, поэтому наша серия материалов с острова, можно сказать, чем-то даже уникальна.

Сегодня речь пойдет о главном калибре гранитного крейсера - так раньше называли остров и эти башенные установки военные, которые жили и служили на нем.

Башенные установки МБ-2-180 Кольского полуострова выделяются на фоне других подобных батарей СССР своей богатой историей: построены ещё в 1930-х, приняли участие в Великой Отечественной войне (хоть и отмечается, что в боевой обстановке проявили они себя относительно скромно) и находились в строю вплоть до середины 1990-х. Более того, в отличии от, например, других подобных батарей Балтийского и Черноморского флота, нашим МБ-2-180 удалось в большей части сохраниться достаточно неплохо.

Строительство батареи велось с конца 1935 г. Основные строительные работы выполнялись Управлением начальника работ № 97 и 115 строительным батальоном. Изготовление конструкций и монтаж башенных установок произведен Ленинградским Металлическим Заводом им. Сталина. Качающаяся часть орудий изготовлена и установлена Ленинградским заводом «Большевик».

Известно, что учебные стрельбы проводились как минимум до весны 1977 года. Затем в середине 1980-х башни были законсервированы. Формальная консервация закончилась, когда военный гарнизон окончательно покинул остров, оставив бронебашенную батарею на растерзание металлистам.

Поднявшись на безымянную сопку, мы видим башню с двумя отрезанными стволами орудий. К сожалению, примерно 10 лет назад мародеры спилили стволы. От рук металлистов не спас даже тот факт, что батарея находится на острове в приграничной территории, а буквально в нескольких километрах - живая пограничная застава.

Спуск в нутро башни осуществляется по наклонному пандусу.

 Не так давно нам с друзьями посчастливилось побывать на острове Кильдин.-2

Сама башня - лишь верхушка айсберга: основное спрятано под землёй. Раньше входы под башни были замаскированы. В интернете можно найти много комментариев в духе "батарея была секретная настолько, что немцы не догадывались о её существовании".

На самом же деле на снимках немецкой аэрофоторазведки башни отмечены и даже подписаны как "береговая батарея".

 Не так давно нам с друзьями посчастливилось побывать на острове Кильдин.-3

Вход в подбашенные помещения оборудован сквозником (специальная галерея для защиты входной двери от фугасного и осколочного действия взрыва и ударной волны) и противооткольным покрытием на потолке. Вентиляционные каналы были защищены бронестворками.

Разрез башни и подбашенных помещений. Помимо перегрузочного отделения, снарядного и зарядного погребов, в защищенных казематах располагался ряд вспомогательных помещений: вентиляционные, компрессорная, баллонная, баковая, гальюн, душевая, помещение для отдыха личного состава, в полу нижнего этажа находился люк в ствол, ведущий к потерне.

Питатели зарядников для подачи снарядов из снарядной платформы к орудиям.

Толщина бронирования: качающийся щит - 38 мм, лобовые плиты - 203 мм, задние плиты - 203 мм, боковые плиты - 203 мм, крыша - 152 мм, неподвижная броня - 203 мм. Общий вес башенной установки - 357 тонн.

Калибр орудия - 180 мм, длина орудия - 57 калибров, максимальный угол возвышения + 50, -1,5 град. Максимальная начальная скорость 920 м/с, максимальная дальность стрельбы 211 кбт, число л/с для обслуживания башни 55 чел, максимальная скорость 5,5 выстр./мин.

Осмотрим кольцевой снарядный погреб, опоясывающий перегрузочное зарядное отделение. С помощью подъемного снарядного лотка выбирался необходимый тип снаряда (бронебойный, осколочно-фугасный, практический и т.д.), который затем подавался в зарядное отделение. Вес снаряда - 97,5 кг, начальная скорость - 920 м/с.

Боезапас составлял 200 снарядов на каждое из двух орудий.

Ниже этажом размещается зарядный погреб и помещение центрирующего штыра, откуда полузаряды подавались в перегрузочное отделение. На фото видны турникеты, посредством которых происходила подача полузарядов из одного помещения в другое.

Сами же заряды хранились в кокорах (тубусы на фото). Кокоры - футляры для переноски зарядов, размещенных на стеллажах. Кольцо зарядного погреба разделено на несколько сегментов посредством защитно-герметических дверей. Отсеки имели мощную систему пожаротушения. Вес заряда (средний) - 37,5 кг.

Турникет со стороны погреба. Над ним виден один из машинных телеграфов управления стрельбой. Посредством этого прибора расчетам передаются приказы: тип снаряда, мощность заряда. Другой его функцией является оповещение о ЧС. В зависимости от происшествия стрелка на приборе перемещается на нужный сектор поля "ТРЕВОГА": боевая, воздушная, химическая, ядерная, пожарная, оборона с суши. По окончании тревоги стрелка переходит в положение "отбой".

 Не так давно нам с друзьями посчастливилось побывать на острове Кильдин.-9

Теперь перейдем к помещениям личного состава. По стене слева идет стеллаж для хранения личного оружия расчета и боеприпасов к нему (на некоторых батареях помещение для хранения оружия вынесено в отдельную комнату). Для отдыха предусмотрены двухъярусные нары. Под нижней полкой находятся рундуки для хранения.

Постепенно двигаемся обратно к выходу. Одно из помещений на входе - ФВУ. В 1930-е годы фильтры-поглотители предназначались для очистки поступающего снаружи воздуха в случае применения противником боевых отравляющих веществ. В послевоенное время ФВ-система была модернизирована, что обеспечило защиту батареи от радиоактивной пыли и биологических поражающих агентов.

 Не так давно нам с друзьями посчастливилось побывать на острове Кильдин.-11

Уже ближе к выходу замечаем в одной из подсобных комнат странные тубусы, завернутые в уже гнилые тряпки. Все это очень похоже на забытые снаряды, но проверять мы это, конечно же, не будем.

В скором времени на нашем канале Вас ждет еще множество уникальных фотографий и историй с этого острова, поэтому не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить новую интересную статью!

И спят, опустив в снег глубокий стволы Могучие наши мортиры...

За помощь в подготовке материала к данной статье спасибо Глебу Рябову.

Спасибо за внимание!

Все наши материалы про поход на остров Кильдин Вы можете посмотреть в подборке: