С 2007 года онлайн торговля алкоголем в РФ запрещена законом. Данная мера призвана ограничить оборот контрафактной продукции, а также способствовать уменьшению потребления алкоголя в целом.
Тем не менее имеют место инициативы с послаблениями.
Год назад, 13 июня 2019 Министерство финансов выступило с доработанным предложением о легализации продажи алкоголя через интернет. Начать первый этап, на котором возможность торговли доступна производителям и оптовым компаниям, а ассортимент ограничен вином и игристым предлагалось с 1 января 2020 года. Однако предложение так и не было принято, главным противником возврата дистанционной продажи алкоголя, как и ранее, выступил Минздрав.
По мнению ведомства разрешение на торговлю алкоголем в интернете увеличит количество его потребления, и объём контрафакта. По статистике, смертей от отравления контрафактным алкоголем 2019 году было больше чем в 2018. Хотя за последние 10 лет объем потребления алкоголя сократился на 43%. Но, к сожалению, эти данные отражают статистику по легально реализованным напиткам. Выходит, теневой сектор продажи алкоголя растет.
Сегодня подавляющая часть алкоголя в рунете реализуется через социальные сети. Причем более 50% реализуемой, таким образом, продукции является контрафактной и суррогатной. Таковы результаты последних исследований Центра мониторинга алкогольной продукции в сети интернет "Щит". Только представьте, – за последний год обнаружено свыше 12 тыс. сообщений на тему дистанционной продажи алкоголя!
И вот 3 сентября, против смягчения ограничения выступило Министерство Внутренних дел. Согласно документу, подписанному замглавы МВД Александром Горовым, данные эффективны и позволяют ежегодно фиксировать снижение числа преступлений в состоянии алкогольного опьянения.
Тем не менее, данные ограничения никак не решают проблем продажи суррогатного алкоголя как в онлайн, так и офлайн формате. По сути, мы имеем те же проблемы, что и несколькими годами ранее, а запреты их только усугубляют. Безусловно, нужно искать выход из такой патовой ситуации, но пока, к сожалению, говорить не о чем.