Найти тему
Авто-дао Дзена

Как женщины в СССР автопробег в защиту сталинской Конституции устраивали

В 1936 г. в СССР решили устроить интересное и по тем временам еще необычное событие: автопробег.

Впрочем, это событие можно назвать необычным и интересным и по нашим временам, потому что участницами автопробега были не мужчины, эти автомобильные асы дорог, а милые представительницы женского пола.

Трасса была довольно немаленькая: Москва – Каракумы – Москва. Практически «от Москвы до самых до окраин» (ну, или почти до «самых»). И в общей сложности это составило ни много ни мало 10 000 км.

Даже в наши дни проехать такое расстояние – дело непростое. А уж в 1936 г. и тем более это было прорывом!

26 водителей-женщин передвигались на 15 авто. Женщины были все профессиональные водители со всего СССР.

Среди них были механики, врачи, операторы – но все только женщины.

Их сопровождали 2 полугрузовика, которые везли запасы еды, воды, медикаменты и все, что нужно женщине в дорогу.

Пробег был перед принятием новой Конституции 1936 г. Это была та Конституция, которую сейчас называют сталинской и о которой юристы говорят с уважением, поскольку в ней было закреплено много положений, актуальных до сих пор.

Женщины-шоферы везде, где останавливались, разъясняли эту Конституцию. Права, обязанности и законные интересы граждан, установленные в Основном законе, были на тот момент нормативной новинкой. Многие права граждан, попавшие в сталинскую Конституцию, до тех пор не были зафиксированы ни в 1 правовом акте.

С точки зрения обычных людей (не юристов) сейчас сложно оценить этот документ и это время. Одно можно сказать точно: идея с автопробегом была интересной и креативной!

В то время были в моде подобные акции. Помните, в «12 стульях» у Ильфа и Петрова на пароходе «Скрябин» (не авто, но тоже транспортное средство) работники театра колесили по городам и весям, втолковывая местному населению преимущества госзаймов? Вот и наши женщины были пропагандистками и просветительницами.

Разумеется, при всем этом автомобили у участниц пробега были выбраны патриотические: ГАЗ-А. Это было одно из самых 1-х советских авто.

Наши машинки, участвовавшие в автопробеге, имели такие характеристики:

  • 40 л. с.;
  • 5 мест;
  • 4-дверный кузов типа фаэтон;
  • максимальная скорость – 113 км/ч.

Средняя же скорость самого пробега составляла 30–40 км/ч. Это зависело от целей пробега и от местности, по которой передвигались (с дорогами в России всегда была напряженка).

Между прочим, все участвовавшие в пробеге машины делали по лицензии.

Специалисты говорят, что наше авто представляло собой лицензионную копию западного Ford-A. Причем у американских фордовцев несколько лет назад по зданию Правительства СССР были куплены оборудование и документы на производство.

Стартовал этот автозабег из московского парка – ЦПКиО.

Бодрые наши водители (водительницы?) ехали по Чувашии, Казахстану, где редко видели авто. Причем женщины (не мужчины!) за рулем вызывали особое удивление у аборигенов.

Участницы были одеты в пыльники, так как дороги были очень грязные. На лицах у них были обязательно очки, которые защищали от пыли и камешков с дороги.

Командором автопробега была А.П. Волкова со стажем работы 5 лет.

В среднем же возраст наших прекрасных шоферов-пропагандисток колебался от 20 до 35 лет.

Когда ехали по Казахстану, были сильные дожи, дороги очень размыло. Женщины не только ехали, но и подталкивали машины друг друга, выталкивали их из кюветов и проч. Словом, картина были фeepичная и пикaнтнaя в некоторых случаях.

Фото автопробега с back-in-ussr
Фото автопробега с back-in-ussr

3000 км прошли по солончакам, буксуя в грязи. Но машины ГАЗ имели хорошую проходимость.

У Аральского моря ехали по кромке воды, так как на берегу передвигаться было нельзя – машины вязли в песке, а в воде была галька.

Caмым тpyдным участком пробега стали зыбучие пески пустыни Каракумы. Не даром же по-туркменски «Каракумы» означает «черные пески».

Постепенно женщины пересекли Волгу и повернули к Киеву. Проехали через плотину ДнепроГЭC (тогда это была самая большая ГЭC в нашей стране и одна из немногих станций такого масштаба в мире, было чем гордиться).

Возвращались участницы пробега через Белоруссию.

Прошли порядка 10 000 км на этих машинах – старых, на которых они работали в обычное время. При этом не было ни 1 поломки и ни 1 аварии. Повторю вновь: было чем гордиться!