О крещении Руси я уже писал в статье "Крещение Руси: предательство славянских богов или историческкая неизбежность?". Чего только я не прочитал в комментариях. И про сына еврейки-ключницы Владимира, и про то, что еще проснется Русь и вспомнит своих истинных Богов.
Но сейчас я хочу поговорить не о последствиях крещения Руси, а о самом факте и мифах вокруг него.
Когда было Крещение Руси
День Крещения Руси в России отмечают 28 июля. Со школы мы знаем, что произошло это в 988 году.
Но крестить разом всю Русь от Киева до Новгорода было просто невозможно. Хотя бы потому, что даже на каждый крупный город не хватило бы священников, чтобы одновременно совершить это таинство.
Очевидно, что под самим термином "Крещение Руси" следует понимать крещение самого Владимира и малой части киевлян. Это событие лишь положило начало христианизации Руси. Но сам процесс занял не один год, если не десятков лет.
Для примера, Софийский собор в Новгороде был заложен князем Ярославом Владимировичем Мудрым в 1050 году на месте первого в Новгороде деревянного 13-главого храма, строительство которого относят к 989 году. А о какой христианизации можно говорить без храмов? То есть, даже в Новгороде первый храм был построен, как минимум, через год после так называемого Крещения Руси.
Впрочем, историки называют период крещения между 987 и 992 годами. Поэтому дата 28 июля 988 года – совершенно условна.
Было ли крещение массовым
Фильмы показывают нам картины массового крещения. Радостные вчерашние язычники, мужчины и женщины с детьми на руках, все без разбора дружной шумной толпой входят в воду. Но никто никому не объяснил, для чего, когда окунаться, что при этом делать и говорить, когда выходить из воды. А над всем этим балаганом возвышается Владимир и священник с крестом.
Странная картина для тех, кто прошел это таинство. Еще больше возникает вопросов с обрядом имянаречения. Как мог священник дать в крещении имя сразу сотням, если не тысячам одновременно крестящихся? Да никак!
Таким образом, крещение, вероятнее всего, носило единичный характер, поэтому и затянулось на несколько десятилетий. Это подтверждается и тем, что, например, Митрополит Иларион Киевский, живший при Владимире и его сыне Ярославе, жаловался на малочисленность паствы.
Принял народ крещение или был заставлен
Здесь одни говорят, что народ с радостью принял новую веру, кто-то говорит, что народ заставляли, кто-то говорит о массовых убийствах нежелающих креститься.
Лучше всего ответил на этот вопрос все тот же Иларион Киевский в "Слове о Законе и Благодати": "И не было ни одного, противящегося благочестивому его повелению. Да если кто и не любовью, то из страха [перед] повелевшим крестился".
Думаю, комментарии излишни. Крещение проходило по повелению, под страхом. Но никто не противился. Вот так, в добровольно приказном порядке.
Однако нельзя говорить о кровавости крещения, о миллионах убитых. Иларион ясно пишет, что пусть и "из страха", но "не было ни одного противящегося".
Понятно, что Иларион пишет "Слово". В реальности были и убийства, была и радость. Все было. Этого не могло не быть. Но ни то, ни другое не могло носить откровенно массовый характер. Народу, вчерашним язычникам, власть имущие, имеющие монополию на насилие, приказали, народ послушно пошел. Вот кому бы надо было противиться под страхом смерти? А как можно было радоваться незнамо чему?
Зачем Владимир крестил Русь
Официальная версия звучит, что Владимир крестил Русь, потому что видел истину в православии.
Это такая же красивая сказка, как и радостные массовые сцены крещения.
Как я писал в уже упомянутой статье "Крещение Руси: предательство славянских богов или историческкая неизбежность?", Владимир крестил Русь по политическим и экономическим соображениям. Тогда по всей Европе многие принимали христианство ради собственной выгоды, что давало им преимущество перед слабеющими в феодальных войнах западными странами. И Владимир не был исключением. Ему нужна была единая Русь, а единое государство подразумевает единую идеологию, что невозможно при огромном пантеоне местничковых богов. Русь должна была встать в один ряд со считающими себя развитыми европейскими странами. И только христианство давало такую возможность.
Так что, Владимиром двигала не любовь к распятому Богу, а здоровый прагматизм.