У Пушкина с Анной Керн было.
По этому поводу он написал "Я помню чудное мгновенье...", а она - воспоминания.
В мемуарах она очень собой любуется, но с притворной скромностью опуская глазки, все сворачивает на Александра Сергеевича, как он ее обожал. Потомкам, которые уж в курсе всего, любопытно и весело наблюдать, как она изображает платонически возвышенное чувство Пушкина.
Его известное стихотворение обладает совсем незамысловатым сюжетом: дескать, сидел, скучал, и не было солнца; но вот ты явилась - и все заверте... Но Пушкин тем и Пушкин, что к самому простенькому сюжетику умел подобрать самые подходящие слова.
И вот вопрос - можно ли ставить на одни весы ее воспоминания о нем и его стихотворение о ней? То, о ком она вспоминает, сомнений не вызывает. А вот предмет его стихотворения... Анна ли Керн его предмет? Нет, некая женщина, подарившая поэту минуты страсти и вдохновения. Посвящено Керн. Могло быть посвящено Воронцовой или Гончаровой - не суть. Ничего бы не изменилось, как от перестановки слагаемых.
Но все-таки ее имя осталось в памяти. Стоит себе в отсвете поэтической славы. Ценно-бесценная женщина, одновременно столь дорогая, сколь и обезличенная, единственная в ряду многих таких же единственных, не имеющая ценности и бесценная.