Не все композиторы-классики, имевшие собственный автомобиль, были такими заядлыми водителями, как Сергей Рахманинов или Джакомо Пуччини. Об автомобильных историях Пуччини было здесь 👇
⭐ Как Пуччини попал в автомобильную аварию
Бывают и другие случаи. Например, Дмитрий Дмитриевич Шостакович - обладатель "Победы" - только в самом крайнем случае садился за руль: он этого терпеть не мог, хотя ПДД знал в совершенстве и был хорошим штурманом.
Его близкие (дочь Галина, сын Максим и жена Ирина ) оставили воспоминания на эту тему. Похоже, тема "папа и автомобиль" была семейным преданием.
"Поршня и скоростя... я в этом ничего не понимаю"
Так любил приговаривать Шостакович, но это ироничное открещивание от автомобильной темы имело под собой серьёзные основания. Шостакович испытывал настоящий страх перед вождением.
Как рассказывала его последняя жена Ирина (а ей рассказывал сам композитор), однажды - это было перед войной - композитор оказался в опасной ситуации: машина, которую он вёл, заглохла на железнодорожном переезде, прямо на рельсах. Её успели убрать с дороги, но страх, который пережил Шостакович в эти минуты, запечатлелся на всю жизнь.
Та довоенная машина была реквизирована во время войны. Но уже перед её окончанием, когда Шостакович вернулся из эвакуации и поселился в Москве, правительство выделило Шостаковичу новую. По воспоминаниям родных это была "эмка". Она в основном стояла в гараже.
"Нету у меня бензина. Нету шофера и, пожалуй, средств такого содержать" (из письма Д.Д.Шостаковича).
Дальнейшая судьба этой "эмки" неизвестна.
В 50-годы финансовых проблем у Шостаковича уже не было, и он записался в очередь на покупку "Победы". Тут начинаются семейные анекдоты на автомобильную тему.
Шостакович и тормоз
Не только "поршня и скоростя" были для Шостаковича проблемой.
Его дочь Галина вспоминала:
"При покупке нашей первой «Победы» вышла такая история. Тогда получение машины было делом очень долгим и канительным, и там, разумеется, требовалось непременное присутствие будущего хозяина. Так что отец сам поехал в магазин, все оформил и пригнал машину. Ехала она плоховато, и он решил, что ему достался бракованный экземпляр.
Поставив автомобиль возле нашего дома, отец запер дверцу и хотел было идти. В этот момент его окликнул какой-то шофер: «Эй, в очках! Смотри, что у тебя с машиной!» Он поглядел и увидел, что от колес идет дым. Оказалось, что все расстояние от магазина до дома он проехал с включенным ручным тормозом".
Шостакович и ворота
По доброй воле Шостакович за руль не садился. Если нужно было ехать куда-то по делам, вызывался шофёр. Но первая жена Шостаковича Нина однажды настояла на том, чтобы просто прокатиться куда-нибудь семейной компанией.
"Она сказала отцу: «У тебя же есть права, давай поедем на машине куда-нибудь за город…» Они отправились на Собачью площадку, там у нас был гараж. Отец сел за руль, завел машину и стал выезжать на улицу.
Но при этом он забыл закрыть дверцу, задел ею за ворота. Она почти оторвалась. В результате поездка отменилась, родители заперли гараж и вернулись домой" (из воспоминаний сына Максима).
Шостакович и Лимонадов
Один из шофёров Шостаковича - его звали Александр Лимонадов - решил поставить на доверенный ему автомобиль самодельное, но, как оказалось, очень эффективное противоугонное устройство. Первой его жертвой стал - нетрудно догадаться, кто: сам владелец авто - Шостакович. Вот как это было:
Он "подходит к своему автомобилю, берется за ручку двери… И тут нечто невообразимое — удар электрическим током! Отец в ужасе отскакивает от машины, с него спадают очки…" (из воспоминаний Галины Шостакович).
Шофёр Лимонадов ещё много лет работал у доброго Шостаковича.
Шостакович и гаишник
Друг Шостаковича Исаак Гликман вспоминает в своей книге "Письма к другу", как однажды Шостакович приехал его встречать на московский вокзал:
"На этот раз из-за болезни шофера он сам решился править машиной и на пути домой совершил маленькую оплошность: дал гудок в недозволенном месте. В мгновение ока явился грозный страж порядка, приведший Шостаковича в крайнее волнение.
Ему, конечно, не пришло в голову показать милицейскому чину свой мандат депутата Верховного Совета (это противоречило его жизненным правилам!): он послушно протянул водительские права.
Милицейский чин сурово отчитывал „нарушителя“, пока не прочел его фамилию, справившись при этом, не является ли он композитором. Дмитрий Дмитриевич хмуро удовлетворил любопытство милицейского чина и был отпущен на все четыре стороны".
Шостакович и жена
Когда Шостакович женился в третий раз, он решил проблему автовождения радикально: отправил молодую жену в автошколу. Ирина Антоновна не имела особой склонности к этому делу, но ей пришлось.
Это решило проблему тормозов, ворот и инициативных шофёров. Теперь после концертов они всегда могли сразу и без приключений ехать в свой загородный дом. Шостакович был очень доволен.