Кора — это тибетское слово, обозначающие обход вокруг священных объектов по часовой стрелке в буддизме или против часовой стрелки в традиции бон как в повседневной, так и в религиозной жизни. В индуизме кору называют парикрама.
Ритуальную пешеходную тропу вокруг гималайской горы Кайлас (6638 м над уровнем моря) также называют корой. Сакральный путь длиной около 53 километров на высотах от 4670 до 5660 метров вокруг непокоренного пика, по верованиям буддистов и последователей бон, очищает грехи, дает просветление и облегчает участь души в цикле перерождений.
Тибетцы проходят ее за 1-2 дня, иностранцы чаще проходят за 2-3 дня. Хотя считается, что тибетцу весьма желательно совершить по крайней мере одну кору раз в жизни, некоторые рьяно проходят священный маршрут раз за разом (13, 21, 54, и даже 108), простираясь ниц по земле там, где остальные просто идут.
Все внимание туристов и паломников сосредоточено на четырехгранной пирамиде Кайласа – ее стороны (лица или лики) практически точно ориентированы по сторонам света. Священная вершина на сегодня остается непокоренной как из-за невообразимой сложности подъема, так и из-за протестов тибетской общественности (экспедиция 2000 года была отменена именно поэтому).
Обходя гору по кругу, каждый думает о чем-то своем или медитирует – местность весьма располагает к этому: самопроявленные изображения будд, бодхисаттсв и символов просветления, камни мани, расщелины, в которых медитировали буддийские учителя и отшельники, горы — обители просветленных существ и духов-защитников.
Кора должна начаться и закончиться в одном месте, в Дарчене, иначе Обход не считается пройденным.
Первый день достаточно простой: дорогая прямая с небольшими подъемами и спусками. Большинство достопримечательностей маршрута ждут паломников и туристов именно на этом этапе. В начале пути вас ждет первый Чакцель Ганг или первое место для простираний перед Кайласом. В этом месте хорошо видно пик Кайласа, перед которым паломники простираются ниц, зажигают благовония и развешивают молитвенные флажки.
Мост через реку Лха Чу ведет в монастырь Чукум (Чугу), построенном на горе - обители Кангри Лхацен – божества-защитника окрестностей Кайласа. Первый день коры завершается в монастыре Дирапук, что в переводе означает «Пещера рога самки яка». Здесь находится пещера Готсангпы, куда его привела богиня Сенге Донгпа, обратившись самкой яка, спасая ламу от сильнейшего ливня.
Второй день коры — самый сложный, так как предстоит взобраться на перевал Долма ла. Пешеходы доходят до места под индийским названием Шива Цал (Силвуцел на тибетском) — это место смерти, где бог смерти Ямантака смотрит на накопленные кармы паломников, решая их дальнейшую судьбу. Здесь паломники оставляют какой-то предмет из своей одежды или локон волос, тем самым прощаясь с негативными кармами своего прошлого.
Перевал Долма ла – перевал богини Тары – это одна из главных боддхисаттв в тибетском буддизме, богиня-спасительница всех живых существ. Она встречает каждого поднявшегося на перевал паломника, даруя любовь, сострадание и всепрощение за грехи прошлого.
Спускаясь с перевала, вы увидите озеро Тукчже Ченмо. Его ярко-бирюзовые воды символизируют бескрайнее сострадание.
Во второй половине дня путники доходят до монастыря Зутулпук, что в переводе с тибетского означает пещера чудес. В этой пещере, по преданию, медитировал лама Миларепа, оставив отпечаток своих плеч и верхней части спины на скале внутри пещеры.
Третий день коры — самый простой, когда тропа идет практически по прямой до Дарчена. После коры большинство туристов предпочитают поехать на озеро Манасаровар, где можно отдохнуть в горячих источниках при монастыре Чиу после духовно насыщенного путешествия вокруг Кайласа, центра мироздания.
Ещё больше интересных статей и заметок вы найдете на телеграм-канале Компас Беринга.
Спасибо за внимание!
#маршруты #тибет