Найти тему
В чем соль?

Зачем России импортная соль? Пора ли закупаться солью впрок?

Соляное эмбарго – это вынужденная мера, которая была применена Россией несколько лет назад, в 2014 году, по отношению к Украине. Такая мера была введена как ответное действие на введение санкций против России. Немалая часть потребляемой соли доставлялась нам предприятием «Артемсоль», что составляло до 170 тыс. тонн в год. После введенных ограничений, продолжилась поставка соли из Белоруссии и Казахстана. И, несмотря на то, что ограничения сняты, возникает интересный вопрос: Зачем России импортная соль? В России добывают мало соли?

Как оказалось, Россия обеспечивает себя солью всего на 65%. Остальные 35% она закупает в Украине, Беларуси, Казахстане, Китае и т.д. То есть, отечественному потребителю, нам с вами, российской соли не хватает. Хотя, на полках наших магазинов, хоть какая-нибудь соль, но все-таки есть и ее особого дефицита мы не наблюдаем.

Основными территориями добычи соли у нас являются Алтайский и Пермский край, Иркутская и Оренбургская область, теплолюбивые Крым и Астраханская область. По данным «Руспродсоюза», российские производители в силах обеспечить нашу страну солью. В 2019 году российские производители повысили добычу соли на 5%, одновременно с этим, количество белорусских поставщиков сократилось. И все-таки, доля импортной соли, ввозимой в Россию, не малая.

Главными трудностями, с которыми сталкиваются отечественные соледобытчики, являются дефицит железнодорожных вагонов для транспортировки соли и долгий период доставки. То есть, нужен новый доступный транспорт и технологии, с которыми у нас всегда плохо. Кроме того, старые места добычи нуждаются в реконструкции и модернизации, новом оборудовании и специалистах. Неужели мы так безнадежны? Можно ли что-то изменить?

Изменения возможны и они происходят. Так, например, на соленом озере Баскунчак в Астраханской области, добывают около 1 млн. тонн самой чистой соли (99,8 % NaCl). Здесь применили особую технологию, тонкослойную добычу соли, что позволяет самовосстанавливаться отработанным участкам через 40-60 лет. Для транспортировки соли там используют теперь автопоезда, что помогает сократить время перевозки продукта и увеличить объем перевезенной продукции. В общей сложности, в него, за последние 10 лет, вложили около 1,5 млрд. рублей. Не плохо. Да? И по подсчетам специалистов, на Баскунчаке, производство астраханской соли можно было бы увеличить в 3 раза и совсем отказаться от закупки импортной соли.

Возьмем, например, соль «Экстра». А что, она так уж необходима? Спрос на соль «Экстра» за последнее время в России значительно вырос. Добывается она путем выпаривания рассолов и большая часть такого производства находится в Белоруссии, чем и объясняется импорт такой соли. Но соледобытчики России в городе Усолье-Сибирское провели модернизацию своего производства, чтобы увеличить добычу соли «Экстра». Мало того, строительство нескольких заводов по стране позволят покрыть на 100% потребность в таком виде продукта. То есть, необходимость импортной «Экстры» тоже скоро отпадет. Значит, недостатка соли в России нет. Есть только дураки, благодаря которым, соль закупают из-за границы, и дороги, бескрайние дороги России, которые трудно преодолеть на стареньких локомотивах и вагонах РЖД.