Найти в Дзене
Загорские истории

Село Клементьево - ворота Сергиева Посада. Часть первая

Путешественник, въезжает в Сергиев Посад по исторической дороге. Тот въезд, на пересечении с железной дорогой, известен уже с конца 18 века. Об этом свидетельствуют сохранившиеся карты того времени. И на основании этих карт В. И. Балдин, главный реставратор Лавры, составил соответствующий план-чертёж. Что здесь интересного? Дорога из Москвы приходила именно туда, где и сейчас въезд в город. По историческим сведениям, цари, прибывающие на богомолье в Лавру, делали последнюю остановку в селе Клементьево, совершали молебен в Успенской церкви этого села. И уже оттуда шли пешком к мощам Преподобного Сергия. А вот простые богомольцы шли пешком, прямо по главной дороге, мимо Вознесенской церкви, что стоит на холме, недалеко от Лавры. Историческое предание На богомлье в Лавру, поклониться мощам преподобного Сергия, ходили от Москвы пешком. Дорога начиналась от Иверской часовни в Москве, там, где нулевой километр. Цари же следовали не пешком, а царскими поездами. И только уже от села Клементье

Путешественник, въезжает в Сергиев Посад по исторической дороге. Тот въезд, на пересечении с железной дорогой, известен уже с конца 18 века. Об этом свидетельствуют сохранившиеся карты того времени. И на основании этих карт В. И. Балдин, главный реставратор Лавры, составил соответствующий план-чертёж.

Подмонастырские села и слободы по планам XVIII века. Рисунок В. И. Балдина из книги "Загорск"
Подмонастырские села и слободы по планам XVIII века. Рисунок В. И. Балдина из книги "Загорск"

Что здесь интересного?

Дорога из Москвы приходила именно туда, где и сейчас въезд в город. По историческим сведениям, цари, прибывающие на богомолье в Лавру, делали последнюю остановку в селе Клементьево, совершали молебен в Успенской церкви этого села. И уже оттуда шли пешком к мощам Преподобного Сергия.

А вот простые богомольцы шли пешком, прямо по главной дороге, мимо Вознесенской церкви, что стоит на холме, недалеко от Лавры.

Историческое предание
На богомлье в Лавру, поклониться мощам преподобного Сергия, ходили от Москвы пешком. Дорога начиналась от Иверской часовни в Москве, там, где нулевой километр. Цари же следовали не пешком, а царскими поездами. И только уже от села Клементьево шли пешком.

От Успенской церкви идёт Клементьевская улица, мы уже писали об этом. Логично предположить, что цари шли пешком по нынешней улице Клментьевской, к Келарскому пруду и оттуда к Лавре. Но есть мнение, что это не так, что шли они от Успенской церкви, что называется, наискосок, к Вознесенской цервки и далее - к Лавре. Кто здесь прав, а кто нет - нам, пока, установить не удалось.

Вот та самая улица, от Успенской церкви к Келарскому пруду
Вот та самая улица, от Успенской церкви к Келарскому пруду
А может и действительно, именно по этой дороге и шли цари к Троице?

Единственное, что можно сказать, так это то, что на плане мы такой дороги наискосок не видим. Но чётко обозначен улица, которая нынче называется Болотной. Шла она прямо к главной дороге.

Но есть и ещё один момент. Многие источники пишут, что город развивался стихийно, то есть абы как. А вот после того, как Екатерориной II был подписан указ об учреждении Сергиева. Посада, власти взялись за упорядочивание застройки.

В 1792 году случился в Сергиевом Посаде пожар. Генерал-губернатор писал, что пожар был вызван, в том числе, "... потому что тут было тесно и беспорядочное строение". По его приказу губернский землемер сделал план, по которому места под строения стали раздавать.

Согласно этому плану, город был расчерчен на почти ровные кварталы. В принципе, такая планировка и сохранилась до нынешнего время.

А вот и проект перепланировки губернского землемера 1792 года, звали которого Г. Хомяков.

Так что версия о прямой дороге от Успенской к Вознесенской церкви, имеет право на жизнь.

Проект перепланировки Сергиевского Посада. Губернский землемер Г, Хомяков. 1792
Проект перепланировки Сергиевского Посада. Губернский землемер Г, Хомяков. 1792

Материалы и схемы взяты из книги В. И. Балдина "Загорск, 181 года выпуска