Найти в Дзене
Молча и вслух

Сновидения: о чём все эти истории?

Сновидениям традиционно придается эзотерический смысл, мы ищем в них возможность предсказать будущее, преодолеть сложную задачу, ответить на вопрос, рационального решения которому не нашлось. Современное представление о содержании сновидений, кстати, не отрицает ни первое, ни второе, ни третье.

https://unsplash.com/photos/2fl-ocJ5MOA
https://unsplash.com/photos/2fl-ocJ5MOA

Мэттью Уолкер в книге "Зачем мы спим. Новая наука о сне и сновидениях" показывает, что прежде всего стоит разобраться в том, что происходит во время каждой фазы сна.

В глубоком медленноволновом сне неровный ритм мозговой активности кардинально замедляется, выдавая от 2 до 4 волн в секунду, то есть в 1- раз меньше, чем в момент бодрствования.

Волны медленной фазы сна гораздо более синхронны и надежны, чем активные волны бодрствующего мозга. О каждой отдельной волне медленного сна можно думать как о курьере, который способен разносить информацию между разными мозговыми центрами. Устойчивые медленные синхронные волны, которые проходят через мозг во время глубокого сна, открывают коммуникационные возможности между отдаленными долями мозга, позволяя им совместно отправлять и получать различные блоки хранимого опыта. Каждую ночь мозговые волны глубокого сна и дальнего действия будут перемещать ваши недавние впечатления из хрупкого краткосрочного хранилища в более постоянное и безопасное долгосрочное хранилище.

Итак, работа мозга в период бодрствования главным образом связана с восприятием внешнего сенсорного мира, в то время как фаза глубокого сна отражает внутреннее состояние рефлексии, которое способствует передаче информации и очищению воспоминаний.

Что же тогда происходит во время фазы быстрого сна, в которой мы и видим сновидения? В этот момент, несмотря на то, что человек спит, мозговая активность больше напоминает период бодрствования, чем глубокого сна. Более того, некоторые участки мозга могут работать даже быстрее, чем при бодрствовании. По этой причине быстрый сон называют парадоксальным: мозг бодрствует, а тело спит.

Во время БДГ-сна в кору головного мозга пропускаются не ощущения из внешнего мира, а эмоциональные импульсы, мотивации и воспоминания (прошлые и нынешние). Они будто проигрываются на больших экранах наших зрительных, слуховых и кинестетических сенсорных участков коры мозга. Каждую ночь, отмечает М. Уолкер, быстрый сон приглашает нас в театр абсурда, где разыгрывается странный, предельно ассоциативный спектакль с автобиографическим сюжетом. Получается, что фаза быстрого сна выполняет функцию интеграции старого и нового опыта. Во время объединения этих данных выстраивается еще более точная модель функционирующего вокруг нас мира, включая понимание его сути.

В данном контексте поговорка "утро вечера мудренее" приобретает новый смысл. Утром действительно наша модель реальности оказывается более стройной и полной. что конечно помогает лучше оценить ситуацию и принять решение.

В таком случае, можно ли толковать сновидения и есть ли смысл это делать? На мой обывательский взгляд, интеграция нового и старого опыта, которую мы наблюдаем во сне, дает прямое указание на содержание нашей долгосрочной памяти, на существующие фильтры, с помощью которых мы отсеиваем неважное, чтобы сохранить значимое для нашего мозга. А значит, с помощью наших снов мы можем лучше понимать себя.