Памятник Чугуновозу установлен в Туле, в промзоне, на улице Пржевальского у поворота к "верхним" проходным ПАО "Тулачермет".
Установлен Чугуновоз, в качестве элемента оформления подъезда к заводу со стороны Новомосковского шоссе.
Вагон использовался в производственном цикле для перевозки жидкого чугуна от доменных печей к разливочной машине.
Произведён вагон на нижегородском заводе "Красное Сормово", о чём можно узнать взглянув на буксы колёсных пар.
Летом 1932 г. «Красное Сормово» получило заказ - освоить для нашей чёрной металлургии производство прокатных станов (630 и 450 мм) и первых в СССР сварных шлаковозов, чугуновозов, тележек и вагонеток для изложниц.
Новый вид продукции был успешно освоен и выпускался много лет, снабжая советскую промышленность столь нужными ей транспортными устройствами.
Чугуновоз — устройство, предназначенное для приема выпускаемого из доменной печи жидкого чугуна и транспортирования его к местам разливки или дальнейшей переработки на сталепрокатном заводе.
Вместимость наиболее распространенных чугуновозов составляет 11 куб.м и 16 куб.м.
Чугуновоз состоит из следующих основных узлов:
- чаши
- опорного кольца
- механизма опрокидывания чаши
- рамы с автосцепками
- ходовой части
- электрооборудования.
Чаша представляет собой круглую (со сферическим дном) отливку из углеродистой стали, предназначенную для приема выпускаемого из доменной печи жидкого чугуна и транспортировки его к месту переработки.
Чугновозы бывают двух видов
— самоходные
— несамоходные
Передвижение несамоходного чугуновоза по железнодорожным путям осуществляется с помощью локомотива.
Чугуновозы самоходные предназначены для транспортирования одного или двух ковшей из-под конвертера в пролет передачи ковшей, подачи порожних ковшей под конвертер, а также очистки пути и плит под конвертером.
У Чугуновоза нет тормозов.
Я так понимаю, что это связано с очень высокой температурой груза, опасной для шлангов, частыми операциями сцепки/расцепки и допустимостью медленного перемещения вагонов по территории завода.
Интересно, что лафет и чаша могут разделяться.
То есть саму чашу можно поднять краном и перенести к нужной разливочной машине или конвертерной печи.
А чтобы на ходу конструкция не развалилась используется вот такая блокировка толстым металлическим пином.
Кто ещё встречал подобные чугуновозы, шлаковозы и т.п. в качестве памятников?