В 1965 году в ОКБ-155 имени А. И. Микояна поступил ответственный заказ. Требовалось создать настоящее чудо техники – космический истребитель. Проект получил название «Спираль». Главным конструктором был назначен Г. Лозино-Лозинский.
По задумке учёных «Спираль» должны были составлять 2 самолёта: мощный гиперзвуковой самолёт-разгонщик и пилотируемый орбитальный самолёт. Разгонщик взлетал и разгонялся до скорости 7,5 тысяч км/ч, на высоте 28-30 км с его «спины» стартовал пилотируемый орбитальный самолёт. Далее двухступенчатый ракетный ускоритель разгонял его до первой космической скорости.
Самолёт выходил на орбиту Земли, производил бомбардировку и спускался на поверхность планеты. Была предусмотрена самобалансировка, теплозащита до разогрева почти в 2 тысячи градусов Цельсия. На любом этапе взлёта и работы на орбите в случае нештатной ситуации пилот мог спастись в автономной капсуле с отдельным пороховым двигателем для отстрела и двигателями для входа в атмосферу.
Испытания в атмосфере производились за 15 лет до первых полётов американских «Шаттлов» и за 22 года до первого вылета советского «Бурана». Практически готовый орбитальный аппарат не разрешил к испытаниям министр обороны А. Гречко, посчитав его фантазией.
Учёные, работавшие над «Спиралью», были переведены в конструкторское бюро, начинавшее программу «Энергия – Буран». Нужно было достойно ответить на американскую программу «Спейс Шаттл». Хотя космический истребитель так и не взлетел на орбиту, многие его идеи в дальнейшем были удачно использованы.
Подписывайтесь на мой канал. Впереди много интересного!