Кристофер Нолан наконец представил публике фильм, идею которого он вынашивал 20 лет. Уже все, кому не лень, озвучили критику в адрес "Довода" за бездушность и скомканные диалоги, из которых зритель должен каким-то образом уловить важную сюжетную информацию.Хотелось бы добавить два момента, которые лично для меня испортили весь фильм.В процессе сюжета были озвучены некоторые правила, но лента Нолана многократно нарушила их:1) Если инверсионный теплообмен ведет к тому, что взрыв замораживает (об этом говорили не раз, это нам продемонстрировали, когда Протагонист выжил после взрыва), то в инверсии ни машина не заведется, ни пушка не выстрелит, потому что этому тоже предшествует микровзрыв.2) Если учесть все события фильма, то сцены, где Протагонисту впервые показывают реверсивные пули, вообще не должно быть. На протяжении всего фильма нам демонстрировали одно и то же: у каждого действия была причина. Если есть отверстие, значит, кто-то выстрелил. И оно исчезает, когда человек в инверсии с нашей точки зрения "втягивает" пулю в пистолет (а в своем временном потоке наоборот - стреляет). Почему же тогда, чтобы втянуть пули обратно в ствол, достаточно представить, как стреляешь? Это стирает первопричину из реальности. Пули же кто-то выпустил. А если их втянет обратно первый встречный-поперечный, то он убирает из хронологии выстрелы, предшествовавшие его действиям, что и ломает континуум.Хотелось бы обсудить эти моменты с теми, кто смотрел. Из-за них я не могу верить в мир "Довода".
1. Секретность
Фильм долгое время был засекречен. Роберт Паттинсон в интервью USA Today сказал, что ему разрешили прочитать сценарий только в запертой комнате в студии Warner Bros. А его коллеге Майклу Кейну, который получил эпизодическую роль, даже не дали возможность прочитать весь сценарий. Ему вручили только его сцены, по которым он совершенно не понял, о чём картина. И это при том, что он близкий друг режиссёра Кристофера Нолана.
2. Никаких зелёных экранов
Нолан практически не использовал зелёные экраны для спецэффектов — только живые съёмки. Это касается и инверсионных последовательностей, для которых режиссёр снимал каждую сцену дважды: один раз, двигаясь вперёд, и второй, когда актёры делают всё наоборот.
3. Минимум компьютерной графики
В «Доводе» насчитывается лишь около 280 VFX‑кадров, что очень мало не только по меркам боевика, но и по меркам самого Нолана. Для сравнения, в его «Тёмном рыцаре» (2008) их 650, в «Начале» (2010) — около 500, а в «Дюнкерке» (2017) — 429.
4. Фразы задом наперёд
Актёрам пришлось научиться не только двигаться в обратном направлении, но и говорить свои реплики задом наперёд. Особенно тяжело пришлось Кеннету Брана (Андрей Сатор), который должен был делать это ещё и с русским акцентом, хотя сам он из Северной Ирландии.
5. Погони
Чтобы снять тщательно продуманную погоню с течением времени вперёд и назад без визуальных эффектов, была собрана команда из двадцати лучших гонщиков из Лос‑Анджелеса, к которым позже присоединились опытные каскадёры из Эстонии, Праги и Великобритании. В команду вошёл и Джим Уилки, который перевернул тот самый грузовик Джокера в «Тёмном рыцаре» (2008).
6. Саундтрек
«Довод» стал первым фильмом Кристофера Нолана со времён «Престижа» (2006), музыкой для которого занимался не Ханс Циммер. Композитор отказался от работы над этой картиной в пользу «Дюны» (2020). Его заменил новичок Людвиг Йоранссон, недавно получивший «Оскара» за работу над «Чёрной пантерой» (2018).
7. Традиции
Одна из традиций режиссёра Кристофера Нолана — собирать актёров и команду перед началом съёмок и показывать фильмы, послужившие источником вдохновения для проекта, над которым они вместе работают. Однако для «Довода» Нолан намеренно нарушил традицию, чтобы команда полагалась только на память и собственные ощущения от фильмов в шпионском жанре.
8. Бюджет
Производственный бюджет фильма составил 205 миллионов долларов, что делает его самым дорогим оригинальным проектом режиссёра и одним из самых дорогих оригинальных фильмов в истории кинематографа. «Довод» не основан на каком‑либо ранее существовавшем материале.
9. Нагрузки
Джон Дэвид Вашингтон, исполнивший главную роль, имеет довольно хорошую физическую подготовку: он бывший профессиональный игрок в американский футбол. Однако съёмки были настолько изматывающими, что после их завершения он не мог бегать в течение месяца, а порой даже «не мог встать с постели».
10. Сценарий
В фильме есть образы и детали, которые Кристофер Нолан обдумывал около 20 лет, прежде чем фактически взяться за съёмки. Специфику и сценарий картины он разрабатывал около 6 лет — всё написано с нуля.
11. Научная точность
Хотя фильм не претендует на точность с научной точки зрения, он основан на реальных научных данных. Перед началом съёмок Кристофер Нолан попросил физика Кипа Торна, с которым ранее работал над картиной «Интерстеллар» (2014), прочитать сценарий, чтобы помочь с некоторыми концепциями.
12. Места съёмок
Основные съёмки проходили в семи странах: Дании, Эстонии, Индии, Италии, Норвегии, Великобритании и США. Работа началась в мае 2019 года и длилась почти полгода, завершившись в середине ноября. В качестве киевской оперы использовался культурно‑спортивный комплекс в Таллине Горхолл, который специально для съёмок пришлось ремонтировать. Там же, в Таллине, проходили съёмки автомобильной погони, для которой перекрыли 8 км шестиполосного шоссе в центре города.
13. Настоящий самолёт
Для «Довода» был куплен настоящий списанный «Боинг», который нужно было разбить о стену ангара. Сама сцена снималась в аэропорту Викторвилля, штат Калифорния, на юго‑западе пустыни Мохаве.
14. Финальный бой
Съёмки финальной битвы проходили в пустынном городе‑призраке Игл Маунтин в Калифорнии. Там находились некоторые постройки, которые можно было превратить в подходящие декорации, но также производственная группа построила ряд полноразмерных зданий. Всё ради масштаба.
15. Название фильма
Слово tenet («довод») происходит от известного палиндрома Sator Square, известного со времён Древнего Рима. Это формула или так называемый магический квадрат из пяти слов: SATOR, AREPO, TENET, OPERA и ROTAS. Они помещены в квадрат таким образом, что слова читаются одинаково справа налево, слева направо, сверху вниз и снизу вверх. Выглядит этот палиндром так:
Все пять слов встречаются и в фильме «Довод»:
- Персонажа Кеннета Брана зовут Сатор.
- Художника, который подделал картину, звали Арепо.
- Термин Tenet («Довод») использовался как кодовое слово.
- Фильм начинается в киевской опере.
- А Rotas — это название судоходной компании, в контейнере которой прятались герои.