Найти тему
7Я: радости и открытия

Почему Тхтаман бил красавицу Нарспи? Посмотрим на поэму через призму семейных отношений

Эта картина знакома мне с детства. Художник Петр Сизов.
Эта картина знакома мне с детства. Художник Петр Сизов.

Главных героев поэмы классика чувашского народа Константина Иванова "Нарспи" любят сравнивать с Ромео и Джульеттой. Как по мне - они очень разные. По-моему, эти два произведения объединяет только сопротивление родителей соединению двух любящих сердец...

Много вопросов возникает при чтении поэмы. Краткое содержание можете посмотреть в конце статьи.

Тхтаман точно был стариком? Не верится. Ему от силы 35 было. Просто юной девушке 35-летние мужчины того времени с их привычкой отращивать бороду, скорее всего, казались дряхлыми стариками.

Почему Тхтаман кнутом бил Нарспи? Не на развод же ему подавать... Не людям же рассказывать и позорить себя, что Нарспи успела с Сетнером по лесам походить... Вот и выплескивал свой гнев...

Почему Сетнер был бедным? Работал бы, жил сносно. Откуда у молодого сильного парня столько свободного времени? Средь бела дня кататься на коне и бегать на свидания редкий крестьянский сын мог себе позволить, кажется.

Откуда у Нарспи, хозяйки большого богатого дома, время на прогулки по лесам-долам? Диву даюсь. По дому хлопотала бы... Мужа ждала с полей, обхода владений. "С жиру бесится", говорят о таких в наше время.

Нарспи была красавицей. А мужу этого было недостаточно... Она не оправдала ожиданий хозяйственного мужчины. Кому нужна гулящая жена? А ведь в самом Тхтамане можно видеть образ идеального мужа...

Особенно меня умиляют описания в духе "В образе Нарспи поэт показал свой и народный протест против бесправия человеческой личности и рабской морали. Деревенский люд, родные, не понимают душевного состояния Нарспи, принуждают её выйти замуж за старого Тхтамана, но смелая девушка восстает против богатых тахтаманов и мигедеров, т.е против старых обычаев. Образ возлюбленного Нарспи — Сетнера, красивого духовно и физически, исполнен ярко и пылко. Любовь его к Нарспи безгранична".

Восстает и становится преступницей. Потом еще и самоубийцей.

Обложка книги. Самый известный образ Нарспи.
Обложка книги. Самый известный образ Нарспи.

Кстати, Петр Сизов (на обложке его работа) - автор нескольких вариантов художественного оформления «Нарспи», которые полюбились читателям.

Что-то я отвлеклась. Так вот. Нарспи воспринимается мной не совсем юной девушкой. Она не подросток Джульетта. Вполне сформировавшаяся личность, выросшая в богатом доме, имеющая свободное время для прогулок-гулянок...

Когда я была студенткой, примерно такие мысли высказывал студентам один из наших уважаемых нами преподавателей. Но тогда мы с ним спорили, стыдили его даже - он позволял общаться с ним наравне, поощрял смелые литературные дискуссии. А сейчас, по прошествии времени, сама начинаю смотреть на героиню этой бессмертной поэмы со своей колокольни - с позиции жены, матери семейства. И склонна соглашаться с преподавателем.

Иллюстрация к поэме. И в таком необычном стиле иллюстрировали это художественное произведение. Художник Праски Витти.
Иллюстрация к поэме. И в таком необычном стиле иллюстрировали это художественное произведение. Художник Праски Витти.

Спасибо "Блог-монолог" за интересную статью о "Титанике" - с такого ракурса я еще не рассматривала отношения главных героев. После ее прочтения у меня родилась идея поделиться мыслями о бессмертной поэме "Нарспи" Константина Иванова.

Избиение Нарспи. Иллюстрация к поэме. Художник Элли Юрьев.
Избиение Нарспи. Иллюстрация к поэме. Художник Элли Юрьев.

Да, поэму анализировали многие. И до сих пор продолжают разбирать по строчкам. Мне показалась, к примеру, любопытной точка зрения автора этой статьи - Кто виноват в трагедии Нарспи?

Народный поэт Чувашии Петер Хузангай писал: «Подлинная народность, высокая простота, огромная эмоциональная сила, композиционная стройность, колоритность пейзажа, осязаемость и пластичность образов, законченность их характеров, стремительное развитие сюжета, трагедийность по самой социальной сути, вместе с тем удивительная целомудренность, чувство меры, проникновение в глубину народной психики – вот что подкупает нас в «Нарспи». Это – национальное чудо, вершинный блеск дореволюционной чувашской культуры. Нарспи и Сетнер – это чувашские Ромео и Джульетта. Когда я переводил на чувашский язык бессмертную трагедию Шекспира, старики Капулетти и Монтекки у меня поневоле ассоциировались с Мигедером и Тахтаманом. Конечно, это два времени, два народа. Но тем убедительней вечность, общечеловечность подобного конфликта» (https://studfile.net/preview/8118051/page:2/) .

Как говорится, поспойлерим для тех, кто не знаком с сюжетом поэмы (В Чувашии таких нет, кстати, у нас автор этого произведения пользуется непререкаемым авторитетом).

Названа поэма именем главной героини. Как пишут в Википедии, состоит из 2078 строк. Впервые издана в 1908 году в Симбирске, как стихотворное предание, записанное в Белебеевском уезде Уфимской губернии. Переведена на 16 языков мира.

В селе Сильби живёт зажиточный Мигедер, у которого есть дочь Нарспи. Нарспи влюблена в бедного Сетнера. Но отец сосватал её богатому старику. Девушка сообщает Сетнеру о свадьбе. Парень негодует, страдает, но ничего не может предпринять. Идет подготовка к свадьбе, потом и сама свадьба.

В день свадьбы, еще до приезда жениха, Нарспи сбежала с Сетнером. Их ищут, как говорится, всем миром. Ловят. Отец Нарспи бьет Сетнера и парень уходит со свадьбы со своей матерью. Меж тем пир продолжается. А жених и не знает о том, что произошло.

У богатых свои причуды. Пируют несколько дней. На четвертый день только молодожены выезжают в деревню жениха и продолжают праздновать.

Пошли будни. Нарспи задумывает отравить старика Тахтамана. Делает наговор при приготовлении еды. Во время ужина старик умирает. Нарспи убегает прочь. В лесу Сетнер встречает Нарспи. Но дух старика ищет Нарспи...

Отец Нарспи пришел в дом Сетнера и спросил о дочери. Состоялся разговор Нарспи с родителями. Нарспи остается, а ее родители уходят.

Конец трагический. Нарспи покончила с собой…

Я не литературовед, не поэт, делюсь с вами только мыслями о своеобразности семейных отношений, о несовпадении образов порядочной жены и работящего мужа, о несовпадении в семье Тхтамана жизненных ценностей...

Спасибо за прочтение! Буду рада услышать ваше мнение в комментариях.