60,6K подписчиков

"Платишь картой - кормишь банкира". Что на самом деле происходит с оплатой картами в России?

239K прочитали

Цитата из заголовка - это надпись, которую моя подруга на днях увидела в одной из московских аптек. Я случайно удалила фото, но присланную подругой надпись помню.

А еще сама не так давно столкнулась с тем, что часть кафе около московской Новокузнецкой опять перестали принимать карты к оплате, в том числе довольно большой Buga Bar. Раньше именно в этом районе наблюдалась особая любовь к налу, потом они вроде как пришли к цивилизации. И сейчас вот опять. Кризис, что ли?..

В Buga Bar решили принимать карты только в будни, а в выходные вечером мне предложили снять деньги в банкомате, который рядом.

Но все же давайте разберемся с тем самым вопросом из заголовка.

За чей счет идет оплата картой в торговых точках?

Аптека с надписью "Платишь картой - кормишь банкира" особо не наврала своим посетителям. За каждую оплату клиентской картой магазин, аптека, кафе и любая торговая точка платит комиссию банку, который установил терминал для оплаты. В среднем это может быть от 0,5 до 3% от суммы операции.

Далее эта комиссия "пилится" между 3 сторонами. Это банк, поставивший терминал (1), банк, выпустивший карту, которой расплатились (2) и платежная система типа Visa, Mastercard, МИР (3). Если терминал и карта одного банка, то он получает больше, но нам как потребителям по сути разницы нет.

Так вот, аптека вполне правдиво говорит про "кормить банкира", но предлагает эта аптека кормить себя, аптеку. Также как и кафе, магазины, которые не берут карту.

За оплату налом когда-то можно было найти скидки у малого бизнеса. Сейчас от карты в пользу нала предлагают отказаться от души, то есть просто так и без выгоды для клиента. Тот самый Buga Bar, куда я хотела пойти, предлагал в выходные абсолютно такие же цены, как в будни, когда можно было платить картой.

Конкретно у меня по тратам без повышенной категории основная карта - "Открытие travel", сейчас ее не выпускают. Так вот, у меня кэшбэк по ней 3% в виде миль. У многих других людей тоже есть карточки с кэшбэком разной величины. Получается, оплачивая налом, мы теряем выгоду.

Да и меня и кучи людей картой платить гораздо удобнее. Если бы реально предоставлялась скидка процента 3 за оплату налом, можно было бы как-то еще подумать.